ГЛАВА 4. РАЗРЕШЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ - Зеленецкий В. С. Возбуждение уголовного дела. Х., 1998. 340 с

ГЛАВА 4. РАЗРЕШЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ, СООБЩЕНИЙ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ.

Статья 199. Решения, принимаемые в доследственном уголовном процессе.

1. После производства проверки заявления, сообщения или иной информации о преступлении орган дознания, следователь, прокурор, суд или судья обязаны принять одно из таких решений;

1) завести уголовное дело;

2) отказать в заведении уголовного дела;

3) направить заявление или сообщение по принадлежности. 2. О принятом решении сообщается заявителю или лицу, сообщившему о преступлении, и заинтересованным лицам, которым разъясняется порядок и срок обжалования решения.

Статья 200. Порядок заведения уголовного дела.

1. При установлении в ходе проверки заявления, сообщения или иной информации о преступлении достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления и отсутствие обстоятельств, исключающих производство досудебного следствия, начальник органа дознания, дознаватель, следователь, начальник следственного подразделения, прокурор, судья выносят постановление, а суд - определение о заведении уголовного дела.

2. В постановлении или определении указывается: время и место их вынесения; кем они вынесены; основания к принятию решения; факт, в связи с которым заводится дело; статья уголовного закона, по признакам которой заводится уголовное дело и дальнейшее его направление.

Статья 201 Направление уголовного дела после его заведения.

После заведения уголовного дела:

1) суд направляет его через прокурора для производства дознания или досудебного следствия, а дела частного обвинения - принимает к рассмотрению в суде;

2) прокурор направляет дело начальнику следственного подразделения или следователю для производства досудебного следствия, или начальнику органа дознания для производства дознания,

3) начальник следственного подразделения направляет дело следователю или по подследственности либо сам приступает к производству досудебного следствия;

4) следователь приступает к производству досудебного следствия;

5) начальник органа дознания направляет дело дознавателю для производства дознания или сам приступает к его производству.

6) дознаватель приступает к производству дознания

Статья 202. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.

I. Уголовное дело не может быть заведено, а заведенное дело подлежит прекращению:

1) из-за отсутствия события преступления;

2) если деяние не содержит состава преступления;

3) в отношении лица, которому на момент совершения деяния не исполнилось одиннадцать лет;

4) в случае примирения потерпевшего с лицом, на которое он подал заявление по делу частного обвинения;

5) за отсутствием жалобы потерпевшего, если дело может быть заведено не иначе как по жалобе, кроме случаев, когда прокурору предоставлено право заводить дело и при отсутствии жалобы потерпевшего;

6) в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор или определение суда либо постановление судьи о прекращении дела или постановление судьи об отказе в заведении уголовного дела;

7) в отношении лица, о котором по тому же обвинению имеется не отменённое постановление дознавателя, следователя, на чальника следственного подразделения, прокурора об отказе в заведении уголовного дела, кроме случаев, когда необходимость заведения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело;

8) если по данному факту или в отношении данного лица по тому же обвинению уже заведено уголовное дело;

9) если Особенной частью Уголовного Кодекса предусмотрены специальные основания освобождения от уголовной ответственности.

II. Заведенное дело также подлежит прекращению при не доказанности участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, если исчерпаны все возможности доказывания.

III. Если обвиняемый не требует полного расследования дела и рассмотрения его в суде с целью своей реабилитации уголовное дело не может быть заведено, а заведенное дело подлежит прекращению:

1) за истечением сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности;

2) вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершённое деяние;

3) в связи с помилованием.

IV. Уголовное дело не заводится, а заведенное подлежит прекращению в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего по ходатайству его близких родственников или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам.

V. В случаях, предусмотренных частями 3 и 4 этой статьи, если обвиняемый или близкие родственники умершего требуют полного расследования дела и рассмотрения его в суде, дело заводится, расследуется и рассматривается судом в полном объёме.

VI. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 части 3 этой статьи, уголовное дело о преступлении, совершённом совершеннолетним лицом, за которое согласно закону может быть назначено пожизненное заключение, должно быть во всех случаях заведено, расследовано и передано в суд, который решает вопрос о применении давности.

Статья 203. Порядок отказа в заведении уголовного дела.

1. При отсутствии оснований к заведению уголовного дела либо установлении обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, орган дознания, дознаватель, следователь, начальник следственного подразделения, прокурор, судья выносят поста новление, а суд - определение об отказе в заведении уголовного дела.

2. Копия постановления или определения об отказе в заведении уголовного дела направляется физическому или юридическому лицу, интересов которого оно касается.

3. Если в результате проверки поступившего заявления или сообщения не установлены основания для заведения уголовного дела, однако материалы проверки содержат данные о наличии в деянии административного или дисциплинарного проступка либо иного на-рушения общественного порядка прокурор, следователь, орган дознания, судья вправе, отказав в заведении уголовного дела, направить заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, товарищескому суду или трудовому коллективу или администрации предприятия, учреждения, организации для принятия со-ответствующих мер воздействия либо передать материалы для применения в установленном порядке мер административного взыскания.

Статья 204. Обжалование решения об отказе в заведении уголовного дела.

1. Постановление начальника органа дознания, дознавателя, следователя, начальника следственного подразделения, прокурора об отказе в заведении уголовного дела может быть обжаловано лицом, интересов которого оно касается, на основании и в порядке, предусмотренном главой 32 настоящего Кодекса.

2. Постановление судьи или определение суда об отказе в заведении уголовного дела может быть обжаловано в кассационном порядке лицом, интересов которого оно касается, или его представителем в течение десяти дней со дня получения копии постановления или определения.

Статья 205. Направление заявления или сообщения по принадлежности.

1. Орган дознания, следователь, прокурор или судья (суд), установив в ходе проверки, что производство по принятому заявлению или сообщению им неподведомственно, направляют его по подследственности либо подсудности с приложением материалов произведенной ими проверки. Об этом прокурор, следователь, орган дознания или судья выносят постановление, а суд - определение.

2. Одновременно с направлением заявления или сообщения о преступлении по подследственности или подсудности орган дознания, следователь, прокурор обязаны принять меры к прекращению преступления, которое продолжается, или к предупреждению повторного преступления, а также к закреплению и охране следов преступления, предметов и документов, которые имеют доказательственное значение.

§4. Об изменениях законодательства в связи с созданием национального бюро расследований украины

1 Факторы, обусловливающие необходимость изменения действующего законодательства и перечень законодательных актов, подлежащих изменению.

Потребность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, регламентирующее борьбу с преступностью, обусловливается:

1. Созданием в соответствии с Указом Президента Украины от 24 апреля 1997 г. Национального бюро расследований Украины, на которое возложено "проведение в соответствии с законодательством Украины досудебного следствия и оперативно-розыскных мероприятий в особенно сложных уголовных делах о преступлениях, которые представляют значительную общественную опасность".

Помимо этого, на Национальное бюро расследований возложена "информационно-аналитическая работа с целью обнаружения и устранения причин, которые способствуют коррупции, соверше-нию других опасных преступлений, прогнозирование динамики преступности в обществе".

Поскольку аналогичные задачи, в соответствии с Законом, решают и другие государственные органы, возникает потребность внести изменения и дополнения в целый ряд взаимосвязанных законов. К ним, прежде всего, нужно отнести:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Украины.

2. Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности"

(Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, №22 ст. 303; №39, ст. 572; 1993, №11 ст. 83, 1994, №11 ст. 52).

3. Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993, №35, ст. 358; 1994, №24, ст. 184).

4. Закон Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993, №11 ст. 50).

5. Закон Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993, №11, ст. 51).

6. Закон Украины "О борьбе с коррупцией" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995, №34, ст. 266).

II. Необходимо внести изменения и в Законы:

а) "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991, №25. ст. 281, 1993, №11, ст. 83; №29, ст. 308; 1995, №14, ст. 90; 1997, №4, ст. 24; №8, ст. 63).

б) "Об информации" от 02.10.1992г. (Голос Украины, 1992, 13 ноября).

в) "О прокуратуре" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993, №53, ст. 793).

г) "О судебной экспертизе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994, №28, ст 232).

III. Редакция некоторых положений проекта Закона требует уточнения в соответствии с регламентацией, которая содержится в Положении о Национальном бюро расследований, которая не была представлена в период работы над проектом данного Закона.

^ 2. ПРОЕКТ ЗАКОНА УКРАИНЫ

"О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины и в некоторые другие законодательные акты".

В связи с созданием на Украине Национального бюро расследований Верховный Сове г Украины постановляет:

Внести изменения и дополнения в такие законодательны акты.

I. В Уголовно-процессуальный кодекс Украины:

1) в статью 32:пункт 6-а после слова "безопасности" дополнен словами "Национального бюро расследований Украины"; пункт 7 дополнить словами "следователь Национального бюро расследований Украины”;

2) статью 101 дополнить пунктом 9 и словами "органы Национального бюро расследований Украины по делам, которые отнесены к его ведению";

3) в статье 103 слова "и следователи органов безопасности" заменить словами "следователи органов безопасности и следователи Национального бюро расследований Украины";

4) статью 112 после части второй дополнить новой частью такого содержания: "По делам о преступлениях, которые предусмотрены статьями 59,71,79, 84, 86, 861, 862, 93,94, частью третьей статьи 101, статьями 1231, 1232, 127, 128, 129, 1291, 130, 131, 132, 142, 144, 1486, 1487, 1558, частью второй статьи 1621, статьями 165, 156, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, частью второй статьи 1761, 1762,180, 181,1872,1873,1874,1875,1876,189(?),1892 (?),1893,1894,1901,2061,2171,2172 ,2271 Уголовного кодекса Украины", предварительное следствие производится также следователями Национального бюро расследований Украины, если они совершены народными депутатами Верховной Рады Украины, депутатами Верховного Совета Автономной Республики Крым и депутатами областного Совета; государственными служащими I-IV категории; судьями, прокурорами, следователями; а также руководителями государственных предприятий и организаций, имущество которых является общегосударственной (республиканской) собственностью. В связи с этим части третью и четвёртую считать соответственно частями четвёртой и пятой.

II. В Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №22, cm. 303; №39, cm. 572; 1993 г., №11, cm. 83; 1994 г., №11, cm. 52):

1) статью 3 изложить в такой редакции:

"Правовой основой оперативно-розыскной деятельности является Конституция Украины, этот Закон, Уголовный и Уголовно-про-цессуальный кодексы Украины, законы Украины о прокуратуре, милиции, Службе безопасности, Пограничных войсках, положение об Управлении государственной охраны Украины, Национальном бюро расследований Украины, иные законодательные акты, а также действующие международно-правовые соглашения и договоры, упомянутая обязательность которых признана Верховной Радой Украины".

2) часть первую статьи 5 после абзаца второго дополнить новым абзацем такого содержания:

"Национальное бюро расследований Украины - оперативно-розыскными подразделениями”.

В связи с этим абзацы третий и четвёртый считать соответственно абзацами четвёртым и пятым;

3) пункт 18 части первой статьи 8 изложить в такой редакции:

"18) применять методы физического воздействия, специальные методы и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленном Законами о милиции, Службе безопасности, Пограничных войсках, положениями об Управлении государственной охраны Украины и о Национальном бюро расследований Украины”;

4) часть первую статьи 9 после слов "национальной безопасности" дополнить словами "Национального бюро расследований Украины";

5) часть вторую этой же статьи 9 после слов "национальной безопасности Украины” дополнить словами "Национальное бюро расследований Украины";

6) часть восьмую этой же статьи после слов "Служба национальной безопасности Украины” дополнить словами "Национальное бюро расследований Украины".

III. В Закон "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" (Ведомости Верховной Ради Украины, 1993г., № 35, cm. 358; 1994 г., № 24, cm. 184):

1) часть третью статьи 5 дополнить новым пунктом "Д" такого содержания :

"Д" органы Национального бюро расследований Украины";

2) часть вторую статьи 8 после слов “руководителя Главного управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины” дополнить словами "директора Национального бюро расследований Украины, заместителя директора Национального бюро расследований Украины";

3) после статьи 10 дополнить Закон статьёй 101 следующего названия и содержания "статья 101. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Национального бюро расследований Украины".

1. Специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Национального бюро расследований Украины являются Управление по борьбе с коррупцией и Управление по борьбе с организованной преступностью Национального бюро расследований Украины.

2 Начальник Управления по борьбе с коррупцией и Управления по борьбе с организованной преступностью назначаются на должность и освобождаются от неё решением Директора Национального бюро расследований Украины, согласованным с Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

4) название статьи 11 после слов "служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

5) содержание статьи 11 после слов "и других Законов Украины" дополнить словами "а также Положением о Национальном бюро расследований Украины";

6) часть первую статьи 13 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

7) название статьи 16 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

8) часть первую статьи 16 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "Национального бюро расследований Украины";

9) часть третью статьи 16 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

10) часть четвёртую статьи 16 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

11) часть пятую статьи 16 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

12) часть первую статьи 17 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "Управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Национального бюро расследований Украины";

13) часть третью статьи 17 после слов "Служба безопасности" дополнить словами "и Управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Национального бюро расследований Украины";

14) часть пятую статьи 18 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

15) абзац первый части первой статьи 19 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

16) абзац второй части первой статьи 19 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

17) абзац третий части первой статьи 19 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

18) пункт "В" части первой статьи 25 после слов "служба безопасности Украины" дополнить словами "и Национального бюро расследований Украины";

19) пункт "Д" части первой статьи 25 после слов "Председатель Службы безопасности Украины" дополнить словами "Директор Национального бюро расследований Украины".

IV. В Закон Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 11, cm. 5O):

1) часть 1 статьи 2 после слов "органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности" дополнить словами "Национального бюро расследований Украины";

2) статью 4 после слов "другие законодательные акты Украины" дополнить словами "а также Положением о Национальном бюро расследований Украины";

3) статью 14 дополнить новым пунктом "е" такого содержания: "е" руководители органов Национального бюро расследований Украины - по защите работников этих органов и их близких родственников";

4) статью 15 дополнить новым пунктом "в" такого содержания: "в) по отношению к работникам органов Национального бюро расследований Украины - на органы Национального бюро расследований Украины"; в связи с этим пункт "в" считать пунктом "г";

5) статью 24 после слов "Председатель Верховного Суда Украины" дополнить словами "Директор Национального бюро расследований Украины".

V. В Закон Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 11, cm. 51):

1) часть 3 статьи 3 изложить в такой редакции: "Осуществление мер безопасности возлагается по подследственности на органы службы безопасности, внутренних дел и органы Национального бюро расследований Украины в составе структур, в которых с этой целью создаются специальные подразделения. Безопасность защищаемых лиц, если уголовные дела находятся в производстве прокуратуры или суда, осуществляется по их решению органами службы безопасности или внутренних дел.

Меры безопасности в отношении военнослужащих осуществляются также командирами воинских частей";

2) часть 1 статьи 28 после слов "Служба безопасности Украины" дополнить словами "Национальное бюро расследований Украины".

VI. В Закон Украины "О борьбе с коррупцией" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995 г., №34, cm. 266):

1) статью 4 после абзаца первого дополнить новым пунктом такого содержания:

"а) Национального бюро расследований Украины". В связи с этим пункты "а", "б" и "в" считать пунктами "б", "в" и "г".

VII. В Закон Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., № 25, cm. 281; 1993 г., № 11, cm. 83, № 29, cm. 308; 1995 г., № 14, cm. 90;1997 г., № 4, cm. 24, № 8, cm. 63):

1) часть вторую статьи 52 после слов "судом" дополнить словами "Национальному бюро расследований Украины".

VIII. В Закон Украины "Об информации" (Голос Украины, 1992 г., 13 ноября):

1) часть первую статьи 37 после слов "СБУ" дополнить словами "Национальное бюро расследований Украины".

IX. В Закон Украины "О прокуратуре" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 53, cm. 793):

1) часть третью статьи 30 после слов "национальной безопасности" дополнить словами "Национального бюро расследований Украины".

X. В Закон Украины "О судебной экспертизе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., № 28,ст. 232):

1) пункт второй части второй статьи 7 после слов "Служба безопасности Украины” дополнить словами "Национального бюро расследований Украины";

2) часть вторую статьи 19 после слов "Службы безопасности Украины" дополнять словами "Национального бюро расследований Украины".

Этот Закон приобретает силу со дня его опубликования.


§5. Рекомендации правоохранительным и судебным органам "о принципах внедрения результатов научных исследований в практику борьбы с преступностью".

1366720424433149.html
1366757411844826.html
1366895658476304.html
1367021950715036.html
1367093581684280.html