ВЕСЕННИЙ ПРОЛЕТ ПТИЦ В ДОЛИНЕ ЭРКЭЭНИ - Президенте Республики Саха (Якутия). Всборник включены статьи лауреатов и диплом


^ ВЕСЕННИЙ ПРОЛЕТ ПТИЦ В ДОЛИНЕ ЭРКЭЭНИ

Габышев Вячеслав Юрьевич

Хангаласский улус, Октемская СОШ, 9 класс

диплом I степени XIII республиканской научной конференции молодых

исследователей «Шаг в будущее-Инникигэ хардыы»

Руководитель: Соломонова М.И., учитель биологии

Научный консультант: Исаев Аркадий Петрович, к.б.н., зав. лабораторией горных и субарктических экосистем ИБПК СО РАН


Несмотря на то, что весенний прилет птиц по традиции ведется уже многими поколениями орнитологов, эта тема сохраняют актуальность и новизну.

Установления конкретных сроков и последовательности появления мигрантов важно, прежде всего, в научном плане. В первую очередь такие сведения необходимы для изучения биологии птиц.

Кроме этого данные о сроках прилета ценны также для фенологии как показатель протекания весны в различные годы. Следует отметить, что точных наблюдений в долине Эркээни крайне мало, имеют фрагментарный характер и выполнение работ в таком направлении дают новый полезный материал.

Цель: Изучения сроков прилетов и пролетов птиц в весенний период для выяснения сроков, степени растянутости миграций отдельных видов в данном году.

Задачи:

  1. Определения сроков первого появления, массового пролета и окончания пролета в долине Эркээни;

  2. Выявление сроков и последовательности пролетов птиц в зависимости от характера весны;

  3. Изучение динамики пролетов массовых птиц.

Выводы:

  1. В период миграций встречены 27 видов водно-болотных птиц, которые двигались, рассредоточено, широким фронтом, чему способствуют низменно-равнинный характер местности и ее значительная обводненность.

  2. Видимы пролет птиц отмечен с третей декады апреля по конец мая, в течении 33 дней. Следует отметить, что исследованные годы отмечено крайне низкая численность большинства мигрантов.

  3. Первыми прилетают чибис и серая цапля виды, которые только недалеком историческом прошлом освоили Якутию. Следует заметить, что из этой экологической группы, два других новых вида (светлокрылая крачка и поручейник), встречаются лишь в конце пролета – в третьей декаде мая.

  4. Первым из уток появляется кряква, затем чирок – свистунок и остальные таежные и северотаежные виды. Клоктун, который 60-70-х годах ХХ века был многочисленной уткой, встречен, лишь один раз (14.05.2004г). Пролет тундровых видов водно – болотных птиц (горбоносый турпан, бурокрылая ржанка, турухтан) проходит в конце мая. Гуси (гуменник, белоголовый гусь) летят с первых чисел по конец второй декады мая. В раннюю весну 2005г первое появления гуменника и их массовый пролет проходил на 6 – 7 дней позже многолетних средних.

  5. В 2004 году пролет водно – болотных птиц протекал в три этапа. В 2005 году пролет птиц был не выраженный, птицы шли мелкими группами и некоторые виды летели, видимо, другими маршрутами. Например, в этот год не был отмечен турухтан, который в отдельные годы в период миграции был обычным видом.

  6. Из дневных хищных птиц на пролете встречены 7 видов. Первое появление беркута и орлана - белохвоста наблюдается в сроки несколько поздние, чем указанно в литературе. В 2004 г. отмечен продолжительный пролет зимняка. Черный коршун, пустельга, канюк и полевой лунь появляются в сроки указанные в литературе.

  7. На пролете встречено 30 видов воробьинообразных. Отмечено позднее, по сравнению с литературными данными, появление полевого жаворонка, белошапочной овсянки, желтой трясогузки и овсянки – ремеза. Обыкновенный скворец, который в долине Эркээни впервые был отмечен лишь в конце 70-х годов прошлого столетия, на пролете обычен и появляется довольно рано. Интересным является встреча на пролете даурской галки (29.04.2004 г, устное сообщение Н.А. Находкина).


^ СЕКЦИЯ «МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ»


ПРОБЛЕМА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПОКРОВСКА)

Петрова Мая Иннокентьевна

Хангаласский улус, г. Покровск

Покровская улусная многопрофильная гимназия, 10 класс

диплом II степени X Поволжской научной конференции учащихся

им. Н.И. Лобачевского, г. Казань

Руководители: Маркова Екатерина Владимировна, учитель биологии

Трофимова Галина Илларионовна, главный врач КПДОСШ г. Покровск


Актуальность: На фоне изменившихся социально-экономических, экологических условий, ухудшения качества жизни людей проявляются отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей. В значительной степени неблагоприятная динамика показателей здоровья детей обусловлена гиподинамией, нерациональным питанием, нарушением режима дня. Одно из первых мест в структуре патологии детей и подростков школьного возраста занимают заболевания опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: изучение структуры и частоты ортопедической патологии среди учащихся школ г. Покровск.

Ортопедическая патология – это отклонения, связанные с болезнями костно-мышечной системы. Наиболее распространенными являются нарушение осанки, сколиоз, асимметрия плеч, плоскостопие и др.

Материалом для настоящего исследования послужили данные ежегодного медицинского обследования школьников. Всего было изучено 548 медицинских карт на наличие ортопедической патологии среди учащихся с 5 по 11 класс из трех школ. Проанализировав структуру и частоту ортопедической патологии, мы выявили, что у половины обследованных учащихся обнаружены заболевания опорно-двигательного аппарата. Среди них наблюдаются следующие заболевания: сколиоз, плоскостопие, асимметрия плеч, кифоз и плоская спина. Рассмотрев виды ортопедической патологии по возрастным группам, следует отметить, что с возрастом у учащихся заболевание из более легких форм ортопедической патологии (асимметрия плеч) переходит в более сложную (сколиоз). Мы решили проверить, насколько изменяется состояние здоровья учащихся школ г. Покровск за период обучения в школе. Для этого провели сравнение показателей здоровья выпускников 2008-2009 учебного года с показателями, когда они учились в первом классе. За период обучения в школе наблюдается, что количество учащихся с ортопедическими патологиями к концу 11 класса увеличивается в два раза.

По результатам опроса учащихся выявлено, что 43% стараются следить за своей осанкой, 50% детей долго сидят в течение дня, то есть существует проблема нарушения двигательной активности. Следует подчеркнуть, что 72 % учащихся уверены в эффективности лечебной физкультуры при устранении нарушения осанки; а также у 63% учащихся есть желание исправить искривление позвоночника.

Таким образом, нами выявлена серьезная проблема наличия у школьников ортопедической патологии. Следовательно, необходима информационная пропаганда среди учащихся, особенно среди младшего звена, родителей и учителей по профилактике и лечению этих заболеваний. Исходя из того, что у большинства исследованных школьников наблюдается сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие, мы, посоветовавшись с инструктором ЛФК, разработали методическое пособие, видеоматериал на носителе CD для учащихся и их родителей по профилактике ортопедической патологии. В методическое пособие входит комплекс упражнений, взятых из методики доктора Чарли Коана, Б.Х. Ланда, И.С. Степанова.


^ ИЗМЕРЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТЬЮ ЛЕГКИХ ШКОЛЬНИКОВ, НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ №20

Пестрякова Любовь Петровна

г. Якутск, СОШ №20 им. Ф.К.Попова, 10 класс

диплом I степени XVIII Всероссийской научно-творческой конференции

«Интеллектуальное возрождение», г. Санкт-Петербург

Руководители: Тимофеева Сардаана Дмитриевна, учитель физики;

Дьяконова Марфа Николаевна, учитель биологии

Научный консультант: Алексеев Александр Алексеевич, к.б.н.,

доцент кафедры экспериментальной физики ФТИ ЯГУ им. М.К. Аммосова


Актуальность: Наглядная демонстрация жизненная емкость легких может заставить задуматься учащегося об укреплении своего здоровья и отказаться от такой вредной привычки как курение.

Цель исследования: Измерение ЖЕЛ учеников школы №20 самодельным водным спирометром и выявление зависимости ЖЕЛ от состояния здоровья, физической подготовки и курения учащихся.

Задачи исследования:

  1. Провести антропометрические измерения учеников.

  2. Провести анкетирование в конце, в середине и в конце.

  3. Изготовить самодельный водный спирометр из подручных материалов и провести измерение ЖЕЛ.

  4. Собрать и анализировать данные спирометрии АСПОН-Д и сравнить с данными самодельного водного спирометра.

  5. Сравнить данные антропометрического измерения с данными, полученными в ходе спирометрии.

  6. Провести мероприятия про пропаганду здорового образа жизни

  7. Разработать рекомендации по изготовлению и использованию самодельного водного спирометра.

Объект исследования: органы дыхания.

Предмет исследования: ЖЕЛ учеников школы №20 г. Якутска.

Методы исследования:

  1. Антропометрический метод;

  2. Спирометрия;

  3. Анкетирование;

  4. Статистическая обработка данных.

Материалы и оборудование: пластмассовые бутылки – 4 шт., стеклянные трубки – 2 шт., резиновые или пластмассовые шланги – 2 шт., скотч, одноразовые коктейльные трубочки, спирт, вата.

Ход работы:

  1. Провели антропометрические измерения учащихся;

  2. Изготовили самодельный водный спирометр из подручных материалов;

  3. Провели анкетирование;

  4. Провели мероприятия про пропаганду здорового образа жизни;

  5. Изучили данные ЖЕЛ учащихся 5-х классов по медицинским картам и сопоставили их с показаниями самодельного спирометра.

  6. Измерили ЖЕЛ учащихся 6 -11 Кл;

  7. Провели статистическую обработку данных;

  8. Разработали рекомендации по изготовлению самодельного водного спирометра и измерению ЖЕЛ.

Результаты:

  1. Изготовленный, мною прибор представляет собой цилиндр, помещенный к верху дном в резервуар с водой. Воздух, попавший в этот цилиндр, не сообщается с внешней средой. По мере необходимости, цилиндр можно уравновесить противовесом. Воздухоносные пути исследуемого соединяют посредством резинового или пластмассового шланга с пространством внутри цилиндра. Во время выдоха объем воздуха в цилиндре увеличивается, и он всплывает; при вдохе цилиндр погружается. Эти изменения объема могут быть измерены при помощи откалиброванной шкалы, где 1 л = 5,7 см.

  2. Данные спирометрии АСПОН-Д соответствуют показаниям самодельного водного спирометра.

  3. По результатам измерений выявили зависимость ЖЕЛ от роста, возраста, массы тела, пола.

  4. По результатам измерений выявили зависимость ЖЕЛ от физической подготовки, от малоподвижности и вредных привычек, влияющих на организм подростков.

  5. Составили рекомендации по измерению ЖЕЛ самодельным водным спирометром.

Выводы:

  1. На уроках биологии и физики требуется демонстрация измерения ЖЕЛ. Для этого нужен спирометр, но большинство школ его не имеют. Его можно изготовить из подручных материалов. Измерение ЖЕЛ самодельным водным спирометром занимает мало времени.

  2. Результаты измерения ЖЕЛ учащихся показали ухудшение состояния здоровья и недостаточное физическое развитие подростков.

  3. Отсутствие спортивного зала негативно влияет на пропаганду спорта и ведения ЗОЖ среди учащихся. Спортивный зал школы - это необходимое условие для нормального роста и физического развития учащихся, формирования ответственного отношения подрастающего поколения к своему здоровью.

  4. Наглядная демонстрация ЖЕЛ может заставить задуматься учащегося об укреплении своего здоровья и отказаться от такой вредной привычки, как курение.


^ СЕКЦИЯ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ»


ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Иванова Сайина Семеновна

Жиганский улус, с. Жиганск

МОУ Жиганская СОШ, 11 класс

лауреат XIII республиканской научной конференции

молодых исследователей «Шаг в будущее-Инникигэ хардыы»

Руководитель: Алексеева Евдокия Ильинична, педагог доп. образования

Научный консультант: Попова Надежда Васильевна, к.б.н., доцент ЯГСХА


Польза натуральных и свежих продуктов питания для здоровья человека известна давно. В настоящее время как никогда актуальна проблема экологически чистых продуктов питания. В питании мы должны придерживаться традиций наших предков, которые употребляли только природную натуральную пищу, без консервантов, красителей и всякой другой химии. В связи с тем, что в литературе мало данных о традиционной пище населения Севера и способах приготовления рыбных блюд жителей заполярного Жиганского района, нами сделана попытка восполнить этот пробел и провести исследования, представить результаты. Цель нашей работы: изучить традиционную пищу наших предков – рыбу и рыбные продукты, биологию основных промысловых рыб омуля и ряпушки, исследовать качество рыбных продуктов и экологическую безопасность, полезность для здоровья человека.

Работа выполнена в течение 2006-2008 гг. на базе МОУ «Жиганская СОШ», органолептическое исследование и исследование рыбы на зараженность личинками гельминтов проводили на базе ветеринарно-испытательной лаборатории Жиганского района. Лабораторные исследования по содержанию тяжелых металлов были проведены в г. Якутске, на базе Якутской республиканской ветеринарно-испытательной лаборатории на приборе - атомно-адсорбционном спектрометре «Спектр-5».

В результате работы получены следующие данные: собран и систематизирован материал о биологии основных промысловых рыб (омуль, ряпушка), о традиционных рыбных блюдах и заготовках коренных жителей заполярного района. Качество рыбы и рыбных продуктов в значительной степени зависит от санитарного состояния водоемов. Исследование замороженной рыбы на содержание тяжелых металлов показало, что в мышцах основных промысловых рыб Жиганского улуса (омуля, ряпушки) тяжелые металлы обнаружены в незначительных количествах, что значительно ниже ПДК, т.е. соответствует санитарным нормам. Таким образом, рыба является традиционным ценным и экологически чистым пищевым продуктом в нашем регионе. В результате концентрированного промысла, который десятилетиями проводился на основных местах нагула и нереста, запасы массовых объектов промысла на нижней Лене – сибирской ряпушки и ледовитоморского омуля сильно подорваны и в настоящее время требуют специальных охранных мероприятий.


^ СИМПОЗИУМ 3. «ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ»

СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЯ»


ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ (ИУП) КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Николаева Лидия Аскалоновна

Верхневилюйский улус, г. Верхневилюйск

МОУ «Верхневилюйская СОШ №1 им. И. Барахова», 11 класс

диплом II степени XVIII Всероссийской научно-творческой конференции

«Интеллектуальное возрождение», г. Санкт-Петербург

Руководитель: Молорова Асемгуль Досымбековна, учитель английского языка


Цель работы: Обоснование обучения по ИУП как существенного фактора социализации личности.

Для достижения данной цели поставлены следующие основные задачи:

  1. раскрыть роль и значение обучения на основе индивидуальных учебных планов;

  2. выяснить отношение к исследуемому явлению у учащихся и их родителей;

  3. рассмотреть положительные и отрицательные факторы, влияющие на обучение на основе ИУП.

При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы и приёмы: 1. Описательный метод с приёмами наблюдения; 2. Социологический опрос, анкетирование.

Изучив, обобщив, проанализировав большой материал по обучению по ИУП, мы делаем выводы о том, что социализация невозможна без активного участия самого учащегося и что широкое использование обучения по ИУП является наиболее эффективным фактором социализации личности.

Психологическое сопровождение профильного обучения в группах с ИУП:

Любимый предмет, часы выбора, профиль, профессия, выходы: участие на НПК, олимпиадах.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия:

  1. Двухсменный режим работы школы (иногда не хватает учебных кабинетов);

  2. Для введения обучения по ИУП в условиях крупной общеобразовательной школы трудности в связи с громоздкостью и отсутствием гибкости расписания уроков;

  3. Среди тех, кому не нравится обучение на основе ИУП есть и такие, которые не осознают преимуществ самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, возможности приобретения навыков самостоятельной образовательной деятельности.

Таким образом, проведя исследование, мы предлагаем следующие способы коррекции негативных последствий и минимизация влияния факторов риска:


^ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «МОЙ ЯКУТСК»

Никулина Александра Алексеевна

г. Якутск, МОУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой, 11 класс

диплом II степени XVIII Всероссийской научно-творческой конференции «Интеллектуальное возрождение», г. Санкт-Петербург

Руководитель: Толмачева Татьяна Викторовна, учитель географии


Цель исследования: Разработать и апробировать цифровой образовательный ресурс, способствующий успешной социализации школьников.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, интервьюирование, анализ полученных результатов.

В работе рассмотрены возможности социализации детей с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

По результатам исследования, апробирования цифрового образовательного ресурса «Мой Якутск» можно сделать следующие выводы:

  1. Социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. Феномен национального в процессе социализации поставил вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости понимания социально-психологических механизмов признания особого места в жизни каждого народа и нации, каждого его представителя.

  2. С помощью цифрового образовательного ресурса «Мой Якутск» значительно увеличился интерес учащихся к культурно-историческому наследию.

В условиях модернизации Российского образования одним их важных направлений является информатизация процесса обучения, воспитания школьника. В связи с этим, определив место цифрового образовательного ресурса в системе обучения, мы составили Цифровой образовательный ресурс «Мой Якутск», в который вошли:

Наше исследование мы проводили поэтапно с 2006 г.

I этап - подготовительный

II этап - проектно-организационный

III этап - практический

За период обучения в школе ученик должен не только получить знание, но главное научиться умению жить. Проблема социальной адаптации молодежи особенно остро стоит перед Российским образованием его базовым звеном – школой, в связи с социально-экономическими переменами. Помочь каждому ребенку осознать, что именно он хочет и чего добиться в жизни, дать ему возможность познать успех на собственном опыте, научить правильно, строить отношение с окружающими. Нужно воспитывать инициативу и предприимчивость, творческий подход к делу, деловые качества, необходимые современной жизни.

Работая над сбором материала, над разработкой технологии мы определили возможности цифрового образовательного ресурса для успешной социализации школьника.

Рассматривая потребности цифрового образовательного ресурса, мы увидели хорошие возможности для воспитания в школьнике чувств патриотизма, гражданской активности, воспитания лидерских качеств, но, а главное жизнеспособной личности.


^ СЕКЦИЯ «ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ГРАЖДАН г. ЯКУТСКА В ОБЛАСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Фёдорова Анастасия Васильевна

г. Якутск, Якутская городская национальная гимназия, 11 класс

лауреат XIII республиканской научной конференции

молодых исследователей «Шаг в будущее-Инникигэ хардыы»

Руководитель: Алексеева Маргарита Январиевна, к.пед.н.,

доцент кафедры методики преподавания истории и обществознания

исторического факультета ЯГУ им. М.К. Аммосова


Актуальность: В наше время идет активное построение правового государства и гражданского общества в России. По определению, правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры граждан.

Цель: Выявление уровня правовой культуры у граждан г. Якутска, выявление достижений и проблем в данной области, поиск путей их решения.

Задачи:

  1. Разработать схему структурных компонентов правовой культуры;

  2. Изучить и выделить аналогичные конституционные права человека в Конституциях Российской Федерации; Республики Саха (Якутия) и самых высокоразвитых странах мира;

  3. Сравнить результаты социологического исследования этого года с прошлыми;

  4. Сделать анализ сложившейся картины правовой активности граждан города Якутска по итогам проведенного социологического исследования;

Объект исследования: Правовое сознание и правовое поведение граждан как элементы правовой культуры.

Субъект исследования: Конституционные права граждан города Якутска в правовом сознании и поведении.

Гипотеза: Уровень правовой культуры будет высоким, если поднять уровень правосознания, и выработать стереотипы правового поведения граждан Якутска.

Ход работы: Работа проходила в два этапа:

I этап (2006-2007 учебный год):

изучение правосознания как элемента правовой культуры;

II этап (2007-2008 учебный год):

изучение правового поведения как элемента правовой культуры.

Экспериментальная часть работы: Выборочная совокупность опрошенных для выявления сложившейся картины составила сто тридцать человек различных социальных статусов: школьники, студенты, взрослые работающие люди, пенсионеры. Среди них трижды проведен социологический опрос: в январе и декабре 2007 года, декабре 2008. Так как респонденты были одни и те же, это позволило увидеть динамику изменения ситуации. По результатам социологического опроса в начале года оказалось, что только один человек из ста тридцати опрошенных проявил правовую активность, защищая свои права в суде. К концу года их количество возросло до пяти человек. В третий год исследования респондентов, проявивших правовую активность, стало восемь человек.

Кроме изучения этой темы, в течение трех лет была проведена активная работа по повышению правовой культуры населения, путем информатизации школьников и студентов города Якутска (проведено четырнадцать классных часов и лекций). В итоге, повышен уровень правосознания более чем четырехсот человек.

Невозможно повысить уровень правовой культуры, только повышая уровень правосознания, необходимо подкреплять это правовой активностью граждан.

Выводы:


1386607900824918.html
1386692856015483.html
1386829078452425.html
1386890509355980.html
1386936114036988.html