Мартин Лютер Кинг Втечение всех этих лет, что прошли после издания моей первой книги, "Пути Мирного Воина", я получаю тысячи писем от людей со всего мира, в которых они просят меня подробнее рассказ - страница 16



УПР. Тест самооценки

Задайте себе следующие вопросы:

Чувствуете ли вы, что должны больше делать, больше отдавать и больше работать, чтобы оправдать или поддерживать свое существование?

Вам легче отдавать, чем получать?

Смущают ли вас подарки, внимание, восторги и восхищение окружающих?

Когда случается что-то приятное, говорите ли вы себе: "Жаль, что это продлится недолго"?

Часто ли вы болеете, оказываетесь в неприятных ситуациях или как-то еще препятствуете собственным усилиям? Помните, однако, что не каждая болезнь или травма является самопричиненной!

Когда у вас появляются деньги, быстро ли они "тают из вашего кошелька"? Считаете ли вы, что деньги достаются вам тяжело?

Принимаете ли вы "неверные" решения? Считаете ли вы, что склонны идти "сложным" путем?

Если вы утвердительно ответили на какой-либо из этих вопросов, то преграда заниженной самооценки все еще препятствует вашему продвижению вперед.


Ирония самооценки

Те, кто стремится к высшему - к высочайшим идеалам и стандартам и к высшим достижениям - чаще всего имеют самый низкий уровень самооценки, поскольку сравнение себя с высшими стандартами показывает лишь недостатки собственного поведения и способностей. Когда яркое сияние возвышенной осознанности проходит прямо над темным колодцем нашей души, мы начинаем видеть собственные отрицательные качества и страхи. Но, с другой стороны, людям с невысоким уровнем стандартов, которым недостает такого ясного видения или ощущения собственного несовершенства, сравнивать, в общем-то, и не с чем - и они обычно проявляют большую самоуверенность, чем те, кто лучше осознает свои недостатки!

Ирония жизни заключается в том, что тем людям, которые действительно следуют Пути Мирного Воина - людям, широко раскрывшим глаза и видящим свои недостатки и слабые стороны, - зачастую труднее всего осознать, что они Мирные Воины.

В последние годы я сам сознательно работал с проблемами своей самооценки. Помимо прочего, я сделал специальную карточку, которую разместил так, чтобы я видел ее каждый день. На карточке я написал самому себе такое приветствие: "Посмотрим, что ты сможешь совершить сегодня?" Что мы "совершили", то преодолели.


Источники самооценки

Самооценка начинает развиваться практически одновременно с возникновением личности. Позже в детстве, по мере того, как мы становимся все более социальными, формируются наши внутренние критерии оценки, которые затем начинают крениться в ту или иную сторону.

Детьми мы учились относиться к другим так же, как к самим себе. Если родители демонстрировали нам свою любовь, особенно в самом младенчестве - сюсюкали над нами, поглаживали и таскали нас на руках, то есть проявляли свое внимание к нам - мы были достаточно высокого мнения о себе и своем теле; мы чувствовали себя значительными и достойными заботы и любви.

По мере развития способностей речи, если родители хвалили и прощали нас и часто давали понять, что мы "хорошие" дети, мы начинали чувствовать себя хорошими не в связи с тем, что и как делали, а просто от того, кем были. Вероятно, это величайший дар, которым наградили меня родители.

Чувствуя внутреннее одобрение самих себя, мы естественным образом ощущаем открытость тем возможностям, которые предоставляются жизнью - оптимистичными, готовыми и желающими взять от жизни то, что она предлагает; на самом деле, нам никогда и не хочется чего-то большего, чем мы можем.


Внутренний судья

В возрасте четырех-десяти лет происходит нечто, что разрушает сложившиеся привычки и ощущение себя. Когда мы становимся старше, все более тесное общение с миром позволяет накапливать социальный опыт. Родители и другие люди из нашего окружения начинают награждать нас за "хорошее" поведение и наказывать за "плохое". Первичные награды представляют собой внимание, одобрение, привязанность и похвалы с их стороны; вторичные поощрения включают особые привилегии и материальные подарки. Первичные наказания состоят в лишении наград (пряников) и в физической боли (кнут).

Под воздействием душевных или физических наград и наказаний, а также сопутствующих им устных замечаний ("Ты - хороший мальчик (хорошая девочка)", "Ты поступил (поступила) плохо"), в нас развиваются фундаментальные нравственные нормы, которые могут отличаться в зависимости от культуры, но существуют в каждой из них в той или иной форме.

В первую очередь, в нас глубоко впечатываются два основных закона:

Лучше быть хорошим, чем плохим.

Хорошие мальчики и девочки (или хорошее поведение) получают награды; плохие мальчики и девочки (или плохое поведение) наказываются.

С этих двух правил начинается формирование ощущения самих себя как относительно хороших и плохих; при этом мы сравниваем собственные внутренние стандарты и наше соответствие им.

За свою жизнь все мы много раз вели себя плохо - совершали ошибки или действовали неправильно. Даже если наше поведение одобрялось, мы-то сами знали, сколько тысяч "скверных" мыслей - злых, мелочных, антиобщественных и даже жестоких фантазий - кроется у нас в голове. Лишь немногие из этих "дурных" поступков и мыслей были выявлены и наказаны окружающими, но, тем не менее, ни один из этих "проступков" не ускользнул от нашего собственного внутреннего судьи.

Если родители или учителя наказали нас не за все "скверные" мысли и поступки, мы можем потратить оставшуюся жизнь на наказание самих себя, ощущая вину за то, что было упущенно окружающими. Рассматривая подобные проблемы, многие люди никогда не отделяют свои ошибки и дурное поведение от самих себя, так что вместо того, чтобы говорить себе: "Я вел себя плохо", они приходят к подсознательному мнению: "Я плохой человек и заслуживаю только наказания, но не награды".

Когда Базовое Я обеспокоено внутреннимм чувством вины и неполноценности, оно начинает наказывать нас болезнями, несчастными случаями, неудачами (большими и драматичными провалами или цепочкой мелких неприятностей) и прочими формами саморазрушения (например, выбором нечистого на руку делового партнера, неподходящего супруга и так далее). Все подобные "решения" принимаются на уровне подсознания.

Люди, постоянно страдающие от неприятных ситуаций или хронических неудач, вероятно, действуют на основе низкой самооценки и пытаются таким образом уравновесить свои воображаемые "штрафные очки". Многие могут сказать: "Очевидно, что проходя через такие испытания, мы лучше постигаем себя". Но на самом деле такие случаи мало чему учат человека. Иногда после серьезной болезни или травмы люди могут проявлять некоторую безмятежность относительно случившихся неприятностей - они чувствуют, что наконец-то "достаточно наказаны" за "грехи", существовавшие только в их собственном разуме.


Исцеление прошлого

Работа с Базовым Я, направленная на возвращение или повышение уровня самооценки, любовь к себе и подсознательное ободрение себя значительно улучшают и совершенствуют нашу жизнь; мы словно становимся "удачливее" и перед нами открывается множество новых возможностей и перспектив.

Иногда Путь Мирного Воина может потребовать работы с профессиональным психотерапевтом, который поможет нам заново перелистать страницы детства, понять причины и источники текущего уровня нашей самооценки и провести тщательное и эффективное лечение ран прошлого.

Хорошим началом такого процесса исцеления и перенастройки нашего подсознания является визуализация подчеркивающих сочувствие к себе образов, с помощью которых мы обеспечиваем своему внутреннему дитя - Базовому Я - ощущения любви и прощения, которых оно действительно заслуживает.


УПР. Исцеление прошлого

Используя все свои органы чувств, представьте себя ребенком.

Старайтесь испытать любовь, симпатию и сострадание к своему юному "Я", страдающему от детских страхов и смущения.

Вспомните какой-нибудь случай, когда вы испытывали чувство вины за свое плохое поведение, независимо от того, наказали ли вас тогда.

Сыграйте всю эту драму в театре своего разума с позиции глубокого понимания и сочувствия.

Представьте, что ваше взрослое "Я" разговаривает с вашим детским "Я"; объясните ему, что оно совершило ошибку, но в глубине души оно очень хорошее. Простите свое детское "Я".

Теперь вновь повторите в своем воображении этот случай, но на этот раз позвольте своему юному "Я" исправить свою ошибку или дурное поведение и повести себя правильно - вернуть то, что было взято без спроса, сказать правду, признаться в проступке и получить прощение. Представьте, как все люди, участвующие в сцене, тоже прощают ваше детское "Я". Почувствуйте их любовь, любовь к себе и облегчение.

Попрощайтесь со своим прошлым "Я" - обнимите его и скажите: "Ты нужен, ты добрый, хороший и заслуживаешь счастья".


Простить свою тень

Самой ужасной тюрьмой нашей души, темной ямой несчастья и страданий является чувство собственной неполноценности, ненависти или презрения к себе. "Плохие" люди не попадают в ад после смерти - они уже горят в аду и именно поэтому ведут себя дурно. Я глубоко убежден, что человек не способен причинить другим большие страдания, чем те, которые он сам ощущает изнутри. Лишь внутренне обеспокоенные люди могут начать беспокоить других.

Преступники в превеличенной форме отражают теневые стороны каждого члена нашего общества. Несмотря на моральное и эмоциональное удовлетворение от осуждающих покачиваний головой и проклятий в адрес тех, кто совершает жестокие преступления и чудовищные деяния, мы должны напоминать себе, что преступниками становятся, в первую очередь, от недостатка любви и невысокой внутренней самооценки. Кто же нуждается в любви больше, чем эти люди?

Любовь не означает, что мы должны позволить преступникам совершать противозаконные поступки, причиняющие боль окружающим и еще более усиливающие внутренние страдания самого преступника. Разумеется, мы должны остановить их от дальнейших нарушений закона, но в то же время, несмотря на то, что они могут быть ужасными и бессовестными личностями, мы обязаны любить страдающую душу, которая кроется у них внутри. Когда мы сможем простить темные стороны, существующие в нас и в окружающих, мы действительно сможем развить в себе высокий уровень самооценки и начать служить миру.


СЛУЖЕНИЕ

Все мы знаем, что служение миру - помощь другим людям, добровольные занятия благотворительной деятельностью и даже простое проявление сердечной заботы - воплощает собой добро, высокие моральные принципы и доброту. Служение другим тоже способно изменить нашу жизнь.

Служение миру является одним из лучших способов избавления Базового Я от чувства вины за прошлые проступки и ошибки. Поскольку наше "Я" и наш мир отражаются друг в друге, любовь к другим неизбежно превращается в любовь к самому себе. Служение окружающим представляет собой королевский путь к высокой самооценке, которая, в свою очередь, открывает двери внутреннему покою, счастью и ощущению Духовного.

Женщина, называющая себя Паломником Мира, семь раз пешком пересекла все штаты США и Канады. У нее не было денег, и она питалась только тем, что предлагали ей люди. Она не просила о ночлеге, если его не предлагали. Она несла с собой молитвы, слова о мире во всем мире и о внутреннем покое.

Я никогда не стремился к глубоким поискам смысла своей жизни, но однажды мне пришлось всю ночь пробираться сквозь дремучую чащу.... Я испытала совершенное и безоговорочное стремление и готовность... посвятить свою жизнь служению миру. И я могу заверить, свернуть с этого пути назад невозможно.

Так началась вторая стадия моей жизни. Я начала отдавать то, что могу, вместо того, чтобы брать то, что хочу - и оказалась в новом прекрасном мире. Моя жизнь обрела смысл, а Бог наделил меня милостью прекрасного здоровья - с тех пор у меня ни разу не было ни простуды, ни головной боли. С того самого мгновения я осознала, что целью моей жизни будет стремление к миру... к миру между нациями, между группами людей, между личностями, и, самое главное, - к внутреннему миру в каждом человеке.


Любовь к животным

В нескольких тюрьмах психологи изучали дела самых жестоких и неисправимых рецидивистов и обнаружили, что ни одному из них в детстве не позволили иметь домашнего любимца, то есть научиться ответственности и заботе о другом живом существе.

Проницательные начальники тюрем согласились на эксперимент, в котором этим преступникам разрешили завести кроликов, птичек, ручных мышей, хомячков, кошек или небольших собак. Результаты были совершенно поразительными: жестокие преступники стали спокойнее и перестали доставлять неприятности охране и другим заключенным. Исследователи справедливо заключили, что возможность проявить заботу и любовь, служение меньшим братьям способно внести в жизнь реальные перемены. Забота о домашнем животном помогла преступникам начать лучше относиться к самим себе и, таким образом, разорвало порочный круг насилия и последующего наказания.


Возможности служения

Подлинное служение представляет собой не действие, но отношение к жизни. Мы можем совершать добрые дела по самым разным эгоистическим мотивам. Но источниками истинного служения другим являются скромность, благодарность и глубокое осознание взаимозависимости людей. Любовь стоит выше личности и означает понимание того, что все мы, по словам Платона, "сражается в смертельной битве". Служение есть любовь в действии - простом, как дружеская улыбка незнакомцу, или всепоглощающем, как жизнь Паломника Мира или Матери Терезы.

Служение другим людям может принимать множество форм, например:

помощь больным людям

визиты в дома престарелых

работа с молодежью

участие в религиозных миссиях

участие в работе различных телефонных линий доверия, предназначенных для помощи самоубийцам или трудным подросткам

помощь в работе бесплатных ночлежек

обучение детей профессиональным умениям и спорту

участие в работе организаций, связанных с защитой окружающей среды

Каждый раз, когда мы делаем что-то для других - и испытываем удовлетворение от этого - мы совершаем нечто для самих себя.


^ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ

Если мы не чувствуем себя заслуживающими успеха, любви или благополучия, то никогда не сможем достичь этих милостей, независимо от открывающихся перед нами возможностей - Базовое Я всегда найдет способ усложнить нашу жизнь. Но, поскольку этот процесс происходит подсознательно, мы не осознаем, что сами являемся причиной своих неудач - вместо этого мы расстраиваемся и удивляемся, почему же к нам постоянно "приходят" все эти "неприятности".

Неважно, какие именно практические методы, описанные в этой книге, мы начнем применять, независимо от того, какие принципы мы усвоим, читая ее - чтобы улучшить свою жизнь, нам прежде всего необходимо повысить собственную самооценку. Вооружившись осознанием угнетающего нас чувства вины, мы можем предпринять первые шаги к устранению разрушающих привычек и вызывающих их ложных самообвинений.

Чувство собственной неполноценности, наряду со страхами, сомнениями в своих способностях и неуверенности в будущем, возникают из темной силы внутри нас, борьба с которой является основной схваткой Мирного Воина. Эта сила является самым коварным нашим противником, потому что она прикрывается мантией судьи.

Всеобщее неверное понимание принципов "добра и зла", "моральных законов", "преступления и наказания" и "греховности" темными тучами окутывает наши жизни. Добившись власти осознания, мы получаем возможность разрушить эту систему ложных убеждений. В конце концов, мы приходим к осознанию того, что на самом деле заслуживаем гораздо большего, чем раньше считали, и вполне способны разогнать темные тучи и очистить небо над своей головой.


Сочувствие к себе

Большинство людей понимает, что родители воспитывали нас изо всех сил, так, как только могли. Были они добрыми или жестокими, просветленными или невежественными - даже если совершали множество ошибок - они, тем не менее, делали все лучшее, на что были способны в рамках своей слепоты, страхов и моделей реальности.

Аналогично, мы тоже всегда делаем лучшее, на что способны. Осознавая это, нам легче найти в себе способность простить себя за собственное несовершенство. Тем не менее, никто из нас не может сказать, что сделал все, что мог, когда ясно видит свои ошибки.


У меня не все нормально; у вас не все нормально. И это - нормально.


Вирджиния Сейтер

Возможно, в самом общем смысле, мы всегда "могли бы сделать что-то намного лучше", но именно такие рассуждения мостят путь к несчастьям. Если утром мы просыпаемся с пульсирующей головной болью, то сегодняшний день может пройти совсем не так замечательно, как вчерашний, когда мы чувствовали себя превосходно. Но и вчера, и сегодня мы делаем лучшее, на что способны, исходя из того, чем располагаем. Если же мы очищаем и уравновешиваем свое тело, разум и чувства, то наше "лучшее" становится лучше с каждым днем.


Мир и "Я"

Все мы слышали, что нужно любить ближнего так, как мы любим самих себя. Как же мы можем придерживаться этого Золотого Правила и любить других, если еще не научились любви к себе?

Чем лучше мы относимся к себе, тем сильнее любим людей вокруг. Наша жизнь становится счастливой и долгой. Нас вполне устраивает общение с собственным "Я", и нам уже не нужны непрерывные развлечения. Наши мысли и мечты становятся радужными грезами, а не темными тучами.

Когда чувство собственной неполноценности превращается в сочувствие к себе, мы, наконец, можем извлечь реальную пользу из книг, упражнений и повседневного опыта. Мы можем оглянуться назад и, возможно, увидеть из настоящего, как мы сами усложняли себе жизнь. Прошлое миновало, и нам осталось лишь учиться на его опыте. Впереди нас ждет будущее, и мы способны насладиться им.


ПРОЩЕНИЕ

Для тех, кто по-прежнему уверен, что чувство вины помогает удерживаться на "прямом и узком пути" (проторенном чужими стандартами), я приведу еще одно доказательство: опасные последствия чувства вины достаточно широко описаны современной психологией. Перед тем, как простить окружающих, нам необходимо простить самих себя. Самопрощение помогает порвать с устаревшими привычками и открыть путь переменам.

Как-то мне случилось встретиться с Гэри, моим бывшим одноклассником, который впадал в бездну ненависти к себе после того, как избивал свою жену и детишек. Мы разговорились о порочном круге непрерывных обид: когда у Гэри возрастали чувство вины и ненависти к себе, он становился предельно раздражительным, и весь цикл повторялся снова и снова. По моему совету, Гэри обратился к хорошему психотерапевту, который помог ему понять, что этот шаблон поведения возник у него еще в детстве как подражание отцу, частенько колотившему Гэри и его мать. Раскрыв перед Гэри возможности простить самого себя, психотерапевт умело направил его к повышению самооценки и возвращению уважения к себе, что позволило Гэри освободиться от раздражительности, приводящей к вспышкам жестокости. Базовое Я приобретает привычки своего поведения на основе того, что делают, а не говорят наши родители.

Самообвинения всего лишь сохраняет негативные привычки в неприкосновенности. Следующее упражнение оказывает глубокое целительное воздействие на Базовое Я и представляет собой простое и прямое психофизическое средство освобождения от осуждения своих поступков и мыслей.


УПР. Освобождение от самообвинений

На несколько минут закройте глаза и медленно дышите животом.

Позвольте своей осознанности сосредоточиться на любом действии или бездействии прошлого, о котором вы сожалеете.

Произнесите вслух или про себя: "Я освобождаюсь от любой вины, которую возложил на себя за (то, что вы хотите простить себе)".

Сделав это, глубоко вдохните. Выдыхая, представьте, что вместе с воздухом выпускаете все самоосуждения. Не фокусируйтесь на каком-либо конкретном обвинении, просто почувствуйте, как ваша Душа освобождается от них.


Наряду с практикой прощения себя, мы можем расширить сферу лечения, развивая в себе достаточную скромность, позволяющую просить прощения у других людей. Когда я был настолько занят работой, что резко реагировал, когда меня беспокоили, то непременно извинялся позже и просил жену и дочерей простить меня. В большинстве случаев я ощущал немедленную вспышку тепла и света, окружавшую всех нас, когда они улыбались в ответ и прощали меня. Простота и скромность могут помочь нам прощать себя и других.

Иногда близкие люди, словно зеркало, отражают наши собственные привычки, и поэтому те действия, которые больше всего раздражают нас в других, могут указывать на сходные, но неосознанные детали нашего собственного поведения. В этом смысле прощение других людей также помогает нам прощать самим себе скрытое чувство вины.


Мы достойны жизни

Я вновь повторю, что единственным способом определить, достойными какой жизни мы себя чувствуем, является взгляд на свою жизнь в данный момент. Тот уровень добра и счастья, который мы допускаем в своей жизни, непосредственно отражает уровень нашей самооценки. Чем более достойными мы себя считаем, тем больше милостей встречается на нашем пути, потому что Базовое Я, обладающее высоким мнение о самом себе, помогает нам оказываться в нужном месте в подходящее время.

Сколько бессмысленных страданий нам придется пройти, прежде чем мы сможем оплатить свои воображаемые "штрафы"? Сколько реальных и ложных "грехов" мы обязаны искупить путем самонаказания, прежде чем позволим себе насладиться богатством жизни - счастливой семейной жизнью, финансовой надежностью, здоровьем и содержательной жизнью? Что вы выбираете?

Только когда мощь безусловной любви к самому себе достигает Базового Я, мы можем от всей души сказать: "Я достоин большего!" - и получить большее в отношениях с людьми, в работе и денежных вопросах. Самооценка является мечом Мирного Воина, разрушающим любое препятствие и расчищающим путь к новой жизни.


^ 12. УДОБНЫЕ ОПРАВДАНИЯ


Резкая граница, отделяющая успех от неудачи, выражается в трех словах: Не хватило времени.


Неизвестный


ПРЕДЕЛЫ РАССУДКА

Сознательное Я является нашей способностью формировать логические суждения и дополнять восприятие рациональными мыслями, правильными суждениями и смысловой значимостью, то есть представляет собой способность раccуждать. Но, как и все прочее, логика и рассудок обладают своими достоинствами и недостатками. Когда рассудок требует от нас сдерживать свои чувства, использовать выгодные возможности, избегать риска и иметь дело с известным, нам необходимо пересмотреть его роль в своей жизни. Рассудок имеет чрезвычайно важное значение для выживания человеческого существа, однако если он используется взамен интуиции, чувств и духа, то становится препятствием к полному раскрытию наших потенциальных возможностей. Вот какие мнение высказывали в свое время знаменитые эксперты, основываясь на рассудке и логике:


"Кому, черт побери, захочется слушать разговоры актеров?"


Гарри Уорнер, президент кинокомпании "Уорнер Бразерз"

в отношении звукового кино, 1927 год


"Какой прок можно извлечь из подобной электрической игрушки?"


Из ответа компании "Вестерн Юнион" на предложение

о промышленном производстве телефона, 1878 год


"Все, что можно было изобрести, уже изобретено."


Чарльз Дуел, директор Патентного Бюро США, 1899 год


"Летательные устройства тяжелее воздуха невозможны."


Лорд Кельвин, Президент Британского Королевского научного общества, 1895 год


"Не существует даже намека на то, что мы когда-нибудь сможем извлечь энергию из атома и научимся расщеплять его по собственному желанию."


Альберт Эйнштейн, 1932 год

Я предлагаю поменьше полагаться на свои рассуждения или, по крайней мере, не придавать им огромного значения. Исследуя пределы рассудочного ума и недостатки логики, мы можем по-новому увидеть те разумные объяснения и оправдания, которые изобретаем, не позволяя себе воспользоваться лучшими возможностями своей жизни. Жизнь предоставляет огромное количество "удобных" рассуждений, оправдывающих упущенные шансы. И большинство людей принимают подобные оправдания, поскольку те звучат так обоснованно и разумно.

"Удобные" рассуждения и "обоснованные" оправдания оказывают парализующее воздействие на каждую нашу попытку выйти за пределы самих себя. Рассудок твердил Христофору Колумбу, что ему следует сидеть дома, у уютного камина, вместо того, чтобы рисковать кораблями, жизнью команды и своей собственной жизнью в поисках неизвестной земли за океаном. Если бы, убежав на Север перед гражданской войной в США, Гарриэт Тубмен прислушалась к голосу разума, то никогда бы не стала возвращаться на Юг вновь и вновь, чтобы помочь другим обрести свободу.

Каждый раз, когда мы решаем не пытаться что-то сделать, чего-то достичь, улучшить свою жизнь, мы находим этому "удобные" оправдания: "У меня даже нет аттестата о среднем образовании. Как я могу мечтать о том, чтобы основать свою собственную компанию?", "Я бы хотел обучать боевым искусствам, но слишком мало умею сам. Нужно быть чемпионом, чтобы с успехом учить этому других", "Мне бы хотелось заняться лечением людей, но вокруг так много профессионалов, занимающихся массажем и целительством. Я никогда не смогу привлечь достаточное количество клиентов, чтобы зарабатывать этим на жизнь", "У меня не хватит на это денег", "Я недостаточно привлекателен... я слишком высокий... и чересчур сообразительный, чтобы понравиться", "Мне не хватает опыта", "Слишком много конкурентов", "Необходимо иметь связи", "Шансы на успех - один к миллиону".


Меня не интересуют наши шансы!


Хен Соло (роботу Р2Д2), кинофильм "Звездные войны"

Двадцать одна крупная корпорация отвергла предложенную Честером Карлсоном идею устройства, которое он назвал "Ксерокс". Двадцать пять издателей отказали в опубликовании его первой книги для детей Теодору Гейзелю, ставшему известным под псевдонимом доктора Сеусса. Первый исторический роман Ирвина Стоуна был возращен ему семнадцать раз, прежде чем он нашел напечатавшее книгу издательство.

Эти люди не прекратили своих попыток. Они знали, что в жизни нет ничего более жалкого и бессмысленного, чем работа, выполненная лишь наполовину. Они понимали, что невозможно потерпеть неудачу - можно только прекратить попытки добиться успеха.


Носитель новой идеи остается чудаком, до тех пор пока эту идею не признают.


Марк Твен


Роли в театре жизни

Большинство людей проводит день за днем, выполняя то, чего от них ожидают, и даже не подозревают, что перемещаются по огромной сцене, выходят на первый план и покидают его, играя роли в театре жизни. Когда к человеку приходит достаточно ясное осознание этого, он понимает также, что способен менять свои роли, что он может играть любую роль, какую только захочет. Можно ли представить себе хорошего актера, всю жизнь играющего единственную роль? Мы постоянно забываем об одном великом наблюдении:


Мир - театр... Люди в нем - актеры


Уильям Шекспир

Многие из нас приняли роль и статус статиста драмы жизни, продюсерами и режиссерами которой становятся наши супруги, дети, начальники или друзья. Это совершенно бессмысленно, потому что пьеса - наша собственная. Каждый человек сам является хозяином своего театрального заведения и сам обязан играть в нем главную роль. В своей жизни мы не должны оставаться второстепенными актерами или, тем более, декорациями.


УПР. Повышение в ранге

Представьте, что ваша жизнь - театральная пьеса, в которой вы по собственной воле можете выбрать любую роль, а также самостоятельно распределять остальные роли и вносить режиссерские поправки.

Если вам не нравится сценарий той пьесы, в которой вы участвуете, станьте драматургом и напишите новый сценарий.

Если вам не нравится текущий актерский состав, станьте директором труппы и подберите новых актеров.

Вы можете становиться директором, продюсером, главной "звездой", сценаристом и режиссером спектакля своей жизни. Кто же способен лучше вас справится с этими занятиями? Вы никогда не должны больше скрываться в глубине сцены.


Однажды я изложил описанную идею на одном из проводимых мной групповых семинаров. Люди кивали головами и, очевидно, все это казалось им вполне разумным. Я был убежден, что это по-настоящему задело лишь нескольких человек, тем не менее, я посеял много семян, которые могли в будущем дать всходы.

Примерно через шесть недель мне позвонила одна женщина и сказала:

- Дэн, это Мэри Энн, я была на вашем семинаре - и только что меня просто осенило!

- Что именно? - поинтересовался я.

- Помните, как вы рассказывали о том, что жизнь - наш собственный театр и что мы можем быть одновременно и сценаристом, и режиссером, и...

- Ах, это. Да, я помню.

Мэри рассказала, как вчера вечером ее муж вернулся с работы и напомнил, что их приглашал на ужин его начальник.

- Он спросил, почему я еще не одета. Я сказала ему: "Лучше я останусь дома. На самом деле мне совсем не хочется идти к твоему начальнику. Иди один и повеселись. А я лучше посижу дома и почитаю".

- Прекрати, Мэри Энн! - сказал муж. - Мы говорим о моем начальнике, а он приглашал нас обоих. Ладно, одевайся, мы уже опаздываем. Тебе нужно идти!

- Нет, не нужно, - ответила она. - Я только что поменяла сценарий, и теперь опаздываешь только ты.

Мэри Энн поняла, что в конечном счете, это была ее пьеса. Она решила не использовать чужие идеи относительно того, что ей нужно делать и приняла на себя управление театром собственной жизни. Если мы не управляем своей жизнью сами, кто-то станет делать это за нас.


Достигая желаемого

Обитая в физическом теле, человеческие существа действуют в рамках законов природы. Тем не менее, наша судьба связана именно с расширением границ возможного. История человечества представляет собой цепь "невозможных" событий, от полета братьев Райт до преодоления мили за четыре минуты Роджером Баннистером. То, что мы смогли развиться до настоящего уровня из одноклеточных организмов, обитавших в первобытном океане, совершенно невероятно! Мир исполнен чудес, и когда не существует чуда, которое нам необходимо, мы в состоянии создать его.

Мы не можем летать, подобно птицам, и поэтому изобрели летательные аппараты; мы не можем плавать, как рыбы, но придумали подводные лодки, которые двигаются гораздо быстрее и погружаются намного глубже, чем любая рыба. Как вид, мы явно способны достигать всего, о чем мечтаем. То же касается и отдельных личностей. В нас заложено гораздо больше способностей к изменению собственных жизней и своей реальности, чем кажется.

Воображение, этот мост к ясновидению, открывает перед нами царство, об исследованиях которого рассказывают мистики и шаманы. Любая позитивная мысль представляет собой молитву, а каждая молитва находит свой отклик. Сосредоточиваясь на желаемом и опуская в наше воображения зерна этих стремлений, мы затем пожинаем богатый урожай, материальный и духовный.


Дотянуться до звезд

Мы всегда получаем то, чего хотим на самом глубинном уровне, хотя это не всегда то, чего просит Сознательное Я. Когда мы растягиваем связки лодыжки и заболеваем гриппом, мы можем считать, что совсем не желали этого. Однако, поскольку в определении того, какие люди, обстоятельства и ситуации войдут в нашу личную жизнь, основным влиянием пользуется Базовое Я, единственный подлинный способ узнать, чего мы действительно хотим, - посмотреть на то, что имеем.

У нас существуют средства воздействия на Базовое Я - воображаемые образы, молитвы, намерения и действия, направленные на изменения своих скрытых желаний.

Иногда, когда мы страстно желаем или молимся о чем-то, но это не происходит, мы решаем, что Бог равнодушен к нашим просьбам. Тем не менее, Бог отвечает на каждую мольбу - просто иногда его ответ отрицательный. Возможно, то, о чем мы просим, исходит из онованных на страхе желаниях и привязанностях Сознательного Я, а не из стремления к развитию и изучению нового. Настоящая молитва произносится с верой, без заинтересованности в результате, с уверенностью: "Да будет так!"

Сознательное Я часто стремится к чему-то, что не соответствует нашему высшему благу. Несколько лет назад я познакомился с Артуром, профессиональным таксистом. В молодости он зарабатывал очень мало и мечтал иметь миллион долларов. Он постоянно думал об этом и молился. Миллион наличными казался ему пропуском к счастью. Он чувствовал, что если будет твердо и сосредоточенно нацеливаться на это, то эти деньги появятся, и все его мечты станут былью. Подобная сосредоточенность является очень мощным средством - Вселенная отвечает на сильное намерение, так что в результате Артур действительно стал миллионером - в его такси врезался грузовик, и Артур получил полтора миллиона долларов в качестве компенсации за потерю трудоспособности: в результате столкновения ему отказали ноги и руки. Когда мы просим о чем-то, стоит добавлять: "...если это послужит моему высшему благу и обучению".


Хотим ли мы этого на самом деле?

Первым шагом в достижении желаемого является решение вопроса о том, действительно ли мы этого хотим. Как говорил Сократ: "Все чего-то хотят, но готовы ли они сделать достаточно, чтобы получить желаемое? Все чего-то стоит - времени, энергии, денег, жизни - и каждый может получить все, что угодно, если согласен за это платить. Мудрость стоит недешево; силу нужно заслужить; своя цена есть и у внутреннего покоя".

Желая быть "хорошим", "делать добро", приносить радость окружающим, получать одобрение и симпатии других людей, мы продолжаем учиться в школе отрицания, подавлять то, чего хотим на самом деле, и видеть логику и обоснованность в том, чего хочет от нас окружающий мир.

Поэтому большинство людей страдает от всеобщей болезни - неспособности отличить свои подлинные желания от мыслей о том, чего мы должны хотеть и что обязаны делать.

К примеру, Алан рассказал мне, что больше всего на свете хочет найти спутника жизни. Я спросил, сколько времени прошло с тех пор, как у него были длительные отношения с женщиной.

- Около пяти лет, - ответил он.

- Ты, наверное, чувствуешь себя очень одиноким? - спросил я.

- Да.

Тогда я сказал ему, что, несмотря на испытываемое им чувство, он, красивый молодой человек с атлетической фигурой, смог сохранять одиночество целых пять лет - с его внешними данными это наверняка было нелегко! Поэтому я предположил, что на глубинном уровне (на уровне Базового Я) он ценит независимость гораздо выше брачных уз.

Он ответил, что должен подумать об этом. Через несколько месяцев он позвонил и сказал, что кое-что понял о своей независимой природе и смог найти компромисс между двумя стремлениями: он попытается найти девушку, которая тоже будет сильно нуждаться в уединении. Вскоре Алан женился и сейчас счастлив, потому что сумел сохранить в своем браке взаимную независимость.

Как показывает случай с Аланом, наша жизнь значительно улучшается, когда мы способны найти общий язык с желаниями своего сердца, когда мы позволяем себе мечтать и помнить о том, что приносит нам чувство счастья. Этот сигнал Базового Я указывает на то, что мы попали в "десятку". В противном случае, не чувствуя своих скрытых желаний, мы постоянно сталкиваемся с проблемами, пытаясь определить, в каком направлении двигаться, и каждая развилка на нашем пути по горной тропе превращается для нас в острую агонию необходимости принятия решения.

Если мы на самом деле чего-то хотим, то делаем все, что можем, чтобы получить это. По определению, если мы не делаем все необходимое, то в действительности стремимся к этой цели не настолько страстно, чтобы ее достичь - мы только думаем, что хотим этого. Но раз на самом деле мы этого не так уж хотим, то отсутствие успеха в достижении не представляет собой реальной проблемы, хотя наше Сознательное Я может чувствовать себя очень расстроенным "неудачей".


УПР. Определение желаний сердца

Чего вы хотите в своей жизни прямо сейчас?

Задайте этот вопрос не только Сознательному Я (которое непременно скажет, чего вам следует хотеть), но и Базовому Я. Чтобы сделать это, представьте себе то, чего хотите, и следите за реакцией своего тела. Спросите себя:

Возникают ли у вас смешанные чувства?

Действительно ли это желание возбуждает вас?

Чувствуете ли вы, что полностью заслуживаете этого?

Уверены ли вы, что не обладаете этим сейчас?

Как вы узнаете, что достигли желаемого?

Что произойдет, когда вы удоввлетворите свое желание? Что вы почувствуете?

Что мешает вам достичь этой цели?


Радость поиска

Если бы счастье зависело от удовлетворения желаний, оно никогда не длилось бы долго. Большую часть времени мы проводим в поисках результата и лишь недолго наслаждаемся достижением цели - пока не поставим перед собой очередную задачу.

Подобно игроку в гольф, который любит бить по мячу, но сетует на необходимость переходить от лунки к лунке, многие люди так и не научились наслаждаться периодом поиска. Пока мы продолжаем считать большинство мгновений жизни обычными, большая часть нашей жизни протекает в промежутках между приливами счастья. Но поездка может быть не менее интересной и насыщенной, чем момент прибытия к месту назначения. Многих пассажжиров "Восточного Экспресса" не особенно интересует сам Стамбул - они садятся в поезд ради захватывающего путешествия.

Достижение цели может оказаться не таким уж забавным. Мне вспоминаются древнее китайское проклятие: "Чтоб ты достиг цели!" и западная мудрость: "Будь осторожен в своих желаниях - вдруг они исполнятся?" Вернувшись на Землю, многие астронавты сталкиваются с мощной депрессией: то, ради чего они так долго трудились, наконец свершилось, и теперь эти люди говорят: "Есть ли что-то большее, к чему мы теперь можем стремиться?"

В других случаях, когда мечты превращаются в быль, реальность оказывается совсем не такой, какой представлялась. Даже золотая монета имеет обратную сторону. Я читал, что победители телешоу и обладатели крупных выигрышей в лотерею часто сталкиваются с новыми проблемами и стрессовыми ситуациями - нежданная улыбка судьбы отнюдь не приносит им того счастья, на которое они втайне надеялись.

Личный опыт убедил меня в том, что радость достижения цели непосредственно связана с трудностью пути к ней. Если цели вообще нет, то мы не можем отправиться на поиски; это не путешествие, а бесцельное блуждание. Если человек не знает, куда он направляется, что вряд ли он куда-то придет. С другой стороны, если нас не волнует, где мы, то мы никогда не заблудимся. С недавнего времени я отказался от заинтересованности результатами. Я просто делаю максимум того, на что способен, высаживаю семена - а потом наблюдаю за тем, что их них вырастет, и верю, что все, что ни произойдет, будет лучшим продолжением моих поступков. Я достиг большей части своих целей, но обычно я получал гораздо большее удовольствие от приключений, путешествий и поисков, чем от обретения сокровищ.


^ ОПРАВДАНИЯ НЕ ИЗБАВЛЯЮТ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ

Однажды Сократ сказал мне: "Лучше сделать то, что тебе нужно, чем искать сотню причин не делать этого". Когда я понял, что он имел в виду, - он отказался объяснять это подробнее - я осознал, насколько это верно. Мы всегда можем найти вполне разумные причины, чтобы не делать чего-то. Но когда приходит необходимость, а задача остается невыполненной, какой прок от наших оправданий?

Когда я готовился к выпускным экзаменам, я на целых две недели забросил занятия гимнастикой. Вновь явившись в спортивный зал, я начал излагать тренеру все те разумные причины, из-за которых я пропустил столько тренировок, но он прервал меня и сказал: "Мне подойдет любое объяснение, Дэн. Но какое из них станет оправданием для тебя самого?"

В результате я неплохо сдал свои экзамены, но уступил первое место в команде своему приятелю Сиду, который тоже сдавал выпускные экзамены, но ежедневно понемногу занимался в гимнастическом зале. Пусть я считал, что у меня есть вполне логичные оправдания пропущенных занятий, тем не менее, я упустил тренировки и столкнулся с неизбежными результатами.

Многие люди не добиваются того, чего хотят, из-за удобных оправданий. В своих действиях мы можем выбирать, оставаться нам одним из многих - или одним из немногих.


Крупные и мелкие оправдания

Как-то раз я со своим довольно грузным приятелем Джоном смотрел по телевизору соревнования по гимнастике. Он пробормотал:

- Я бы все отдал, чтобы научиться делать сальто.

- Но ты ведь можешь научиться, - сказал я.

Он решил, что я шучу:

- Ты же знаешь, что я слишком толстый.

- Ты можешь сбросить лишний вес.

- Может быть, но у меня нет гибкости и вообще никакой физической подготовки.

- Ты можешь растянуть мышцы и привести себя в форму.

- Но я недостаточно сильный!

- А ты слышал, что существуют гири и штанги?

У него в запасе больше не было оправданий. Я убедил его, что он в состоянии достигнуть того, чего хочет, хотя это может занять больше времени, чем у физически развитого человека. На практике Джону понадобилось на это полтора года, и в этом испытании он совершенно преобразился - а ведь целью было всего лишь сальто.

Люди - творческие создания, и они проявляют поразительную изобретательность, выдумывая самые разнообразные причины, оправдывающие неправильное питание, игнорирование физических упражнений и так далее. Фред говорит, что непременно занимался бы спортом, "если бы было свободное время". Эд поступал бы так же, "если бы упражнения не были такими скучными". Берт вздыхает: "Если бы только у меня было больше стимулов...", а Люсиль жалуется, что у нее "просто нет партнера для занятий спортом, а одной скучно". Терри горит желанием, но ему "не хватает денег, чтобы записаться в хороший спортивный клуб и купить себе необходимый инвентарь". Патриция горько сообщает, что у нее "недостаточно энергии для подобных вещей", а Майк оправдывается тем, что "упражнения ужасно тяжело выполнять".

Многие люди снуют в самом начале пути, поглядывая в начало, но не поднимаясь слишком высоко, потому что при этом у них включается механизм психологической защиты, основанный на страхе неудачи: "Если я не буду пытаться, то и не испытаю поражения". Это вполне справедливо, но в этом случае вы никогда и не насладитесь успехом. Существует, к тому же, опасная ловушка успокоенности, которую приносят убеждения вроде "Я бы смог, если бы действительно попробовал".

Каждый из нас способен, прилагая совсем немного усилий, находить множество оправданий и причин не делать чего-то, но что произойдет, если мы просто отбросим все эти рассуждения в сторону и ринемся преодолевать преграду?

Подход Мирного Воина к повседневной жизни требует готовности начать, делать выбор между лучшим и худшим, поверить в себя, когда никто больше в нас не вверит, и принять на себя ответственность за все успехи и неудачи, понимая, что мы проходим испытание и прилагаем к этому все свои усилия.

Победа приходит к тому, кто отважно стремится к ней, кто умеет вновь и вновь терпеть поражения, кто обладает огромным энтузиазмом и великой решимостью, кто всегда хочет большего.

Победители понимают, что в конце пути их ждет триумф высоких свершений, и что даже если они потерпят неудачу, то, по крайней мере, в них осталась великая дерзость.


Такие люди никогда больше не займут место рядом с робкими духом, не ведающими ни побед, ни поражений.


Теодор Рузвельт


Извинения не принимаются

Мне хочется рассказать историю о группе молодых людей из Вашингтона, у которых была масса причин, по которым они могли не пытаться достичь того, о чем мечтали. В итоге у них исчезли мечтания и надежды. Они уже не знали, чего же хотят - зачем желать, если сам не веришь, что это сбудется? Они знали только то, чего не хотят. Они не хотели, чтобы их беспокоили; они не хотели испытывать боль и страдания, печали и превратности судьбы, обрушивающиеся на них со стороны того, что они считали враждебным и жестоким миром.

Большинство из этих молодых людей были черными, хотя среди них попадались латиноамериканцы и белые; у последних было множество более важных проблем, чем расовые предрассудки. Большинство их этих ребят были почти неграмотными; большая часть пришла из разбитых семей, некоторых выгнали из школы; несколько человек были связаны с преступностью - воровством и вандализмом, а некоторые девушки - с проституцией. Многие принимали наркотики.

Полиция и местные власти считали эту молодежь "группой риска", балансировавшей на грани и рискующей сорваться в ту или иную сторону. Были выделены средства, чтобы нанять работников социального обеспечения, психологов и спортивного тренера, после чего началась программа спортивной подготовки. Кое-кому из группы это помогло, но социальным служащим по-прежнему не удавалось достичь взаимопонимания с большинством ребят. Те просто спрашивали: "Да что вы можете знать о моих проблемах?"

Подобным молодым людям довольно сложно найти работу, поэтому обычно они просто болтались на улице; из будущее было совершенно туманным. Иногда психолог говорил кому-нибудь из ребят: "Послушай, ты ведь можешь стать человеком! Впереди еще целая жизнь, а ты молодой и сильный - у тебя может быть блестящее будущее". Мальчишка смотрел на психолога так, словно тот сошел с ума, и извлекал на свет все свои оправдания, которые действительно звучали очень убедительно: "Блестящее будущее? Я - негр в расистском обществе, я не умею ни читать, ни писать, и меня выпихнули уже из пяти школ".

Психолог пытался предложить что-нибудь позитивное: "Да, но ты все равно можешь многого добиться..." Эти добропорядочные, но совершенно не ободряющие утверждения ничего не меняли. Никакие слова не смогли бы ничего изменить, потому что у этих ребят были такие хорошие объяснения того, что им никогда не удастся достичь желаемого.

Местные власти связались с моими представителями, и мы согласились поработать с этой группой. Нам удалось пронять их такими методами, которые до этого никто не пробовал - предложив им тренировки в несколько необычной форме рукопашного боя, которая должна была укрепить их Базовые Я, поскольку несмотря на внешнюю браваду и наглость в каждом из них скрывалось испуганное Базовое Я, запрограммированное на страдания и ненависть к себе. Тренировки стали средством воспитания в них глубоких чувств уверенности в себе, самоуважения, доверия и смелости - уроками жизни, преподнесенными в той форме, которая им нравилась и была предельно конкретной.

Мы пришли к этим ребятам с открытыми сердцами и буквально разбомбили их своей любовью - мы позволили им увидеть нашу симпатию к ним, к их душам, несмотря на то, что многие из них были не очень-то приятными или яркими личностями. Мы помогли им увидеть самих себя в новом свете, мы убедились, что они почувствовали нашу заботу, так что теперь могут начать заботиться и о себе.

Мы не рассуждали; мы не пытались спорить с их "удобными" оправданиями; мы ни на мгновение не допускали, что это просто "бедные трудные подростки", имеющие какие-либо ограничения по сравнению с "нормальными" детьми. Мы говорили им, что нас не волнует, где и кем они были - нас интересует, кем они станут и где окажутся в будущем. И мы начали замечать, что пробудили определенные изменения там, где никто до сих пор не смог добиться отклика.

Конечно, как и все люди, они все еще цепко держались за свои оправдания, прикрываясь ими, как щитами. Не было никакого смысла в том, чтобы объяснять им, что их жизнь еще только началась; несмотря на возраст, все их отрицательные убеждения и мнения уже крепко сидели у них внутри. Нам нужно было показать им конкретные возможности.

Поэтому мы рассказали им историю о маленькой негритянке из очень бедной семьи, жившей в одной деревне на Юге. Отца у нее не было, и матери приходилось одной справляться с двенадцатью ребятишками. В детстве девочка перенесла очень тяжелую форма полиомиелита, и братья и сестры возили ее в большой самодельной бочке на колесиках. Больше всего на свете ей хотелось ходить, бегать и играть вместе со всеми детьми, но она не могла даже встать на ноги.

Однажды ее мать узнала о бесплатной больнице в ближайшем городе и повезла дочь туда на телеге - три дня они ехали по пыльной и ухабистой дороге. Мать спросила врача: "Сможете ли вы помочь моей дочке?" Тот осмотрел девочку и сказал: "Думаю, мы можем попробовать". Девочку начали лечить, и вскоре она смогла ходить с помощью костылей и растяжек для ног.

Когда мать вновь увидела дочь, она сказала: "Огромное спасибо вам, доктор! Но ей не нужны костыли. Не могли бы вы помочь ей ходить без всего этого? Она так этого хочет!"

Врач ответил: "Боюсь, это невозможно, мэм. Последствия полиомиелита очень тяжелые, и у нее почти не осталось мышечной ткани. Она никогда не сможет ходить самостоятельно." Это было очень убедительное заявление, и его произнес врач в белом халате. Я уверен, что он сделал все, что только мог, и ему хотелось быть реалистом.

Но ни мать, ни сама девочка не могли смириться с этим. Они вернулись домой, разочарованные, но настроенные решительно; в конце концов, доктор мог и ошибаться. Мать начала регулярно массировать ноги дочери, молилась и, по совету соседей, поила ее отваром из трав. Это было все, что она могла сделать.

Примерно через полгода матери показалось, что она замечает определенные улучшения в состоянии девочки, и она снова повезла ее в больницу. "Кажется, она стала физически крепче", сказал врач.

Слегка раздраженный, но исполненный сочувствия, доктор быстро осмотрел девочку и сказал: "Нет, мэм. Я уже говорил вам - она никогда не сможет ходить. Вам лучше оставить напрасные надежды".

Для матери и девочки это было страшным ударом. Тем не менее, они не бросили своих усилий. Они вели себя совершенно бессмысленно, и мать продолжила массаж и молитвы.

В конце мы спросили ребят из Вашингтона: "Как вы думаете, почему мы рассказали вам эту историю? Потому что эта девочка все-таки смогла ходить - она смогла даже бегать. Она бегала и бегала, пока не стала обгонять всех своих братьев и сестер. А потом она стала бегать быстрее, чем любая другая женщина на планете, и выиграла четыре золотых медали на Олимпиаде 1960 года. Ее звали Вильма Рудольф".

Ответом было молчание. Некоторое время ребята просто сидели и не могли ничего сказать. Когда они услышали эту подлинную историю, все их оправдания - все те причины, по которым они якобы не могли добиться желаемого: "Я черный. У меня были проблемы с законом. Я не умею читать и писать" - внезапно потеряли всю свою власть. Мы продолжили разговаривать: они вновь повторяли все эти "Да, но...", но мы говорили, что не слышим и не понимаем их оправданий. Мы сказали, что просто не верим, что они не могут научиться читать, что они ленивы, тупы или еще чем-то хуже всех остальных.

В конце концов у этих ребят из вашингтонского гетто просто не осталось оправданий - ни для нас, ни для самих себя. Одни из них устроились на работу и в вечерние школы, другие вошли в религиозные миссии, третьи помирились со своими семьями. Сейчас мы уже ничего о них не знаем. Но даже если кто-то из них остался на улице и покатился вниз, он знал, что сам сделал такой выбор.

Возможно, иногда нам стоит спрашиввать самих себя: "Если даже у этих подростков, пытавшихся выбраться из очень суровых обстоятельств жизни, не было ни одного убедительного оправдания, то какие же оправдания могут быть у меня?"


Крупные и мелкие оправдания

Извинения не принимаются.



1393775904662324.html
1393828485253386.html
1393972438797954.html
1394123286664734.html
1394211673534339.html