ГЛАВА 4 - Под редакцией Д. Джеймс Кеннеди и Т. М

ГЛАВА 4

^ УМЕНИЕ УБЕДИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО

ОРУДИЕ ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ

Если христианин стремится стать хорошим свидетелем своего Спасителя, то первое, что ему необходимо - это умение ясно и убедительно свидетельствовать, основываясь на личном опыте. Если вы приняли Бога в лице Иисуса Христа в свою душу, то наверняка поняли, каким образом Он исполняет Свои обетования. Именно этот момент вашего личного опыта должен лечь в основу вашего свидетельства. Вы должны непрерывно совершенствовать это замечательное орудие, чтобы быть достойным благовестником. Многие христиане умеют замечательно свидетельствовать. В их рассказе есть настоящая жизнь, лишенная общих мест и штампов. Но есть и такие, которые колеблются, запинаются и рассказывают о благой вести самым беспо­рядочным и неинтересным образом. Поэтому всем нам следует оттачивать наши орудия и учиться ими эффективно пользоваться.

В Писании сказано: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Ин 5:11-12). Вечная жизнь дается через веру в Иисуса Христа. Сейчас мы рассмотрим правильное использование личного свидетельства как орудия евангелизации. Во всем разделе мы используем выражение "вечная жизнь" как синоним "веры в Христа " или "обращения в подлинно христианскую веру". Если вы постоянно ссылаетесь в своем свидетельстве на Христа, то нередко получается так, что вы как бы программируете собеседника и предопределяете его ответ на второй диагностический вопрос, который в результате далеко не всегда отражает его собственное отношение к Христу. Дело в том, что слово "христианин" чрезвычайно многозначно, и излишне частое использование его при беседе может порождать определенные трудности.

Идти в свидетельстве от личного опыта - вот первый и самый важный момент. Нужно просто рассказывать, что означает для вас жизнь вечная. Когда Иисус исцелил одержимого бесами человека в земле Гадаринской, Он сказал ему: "Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог". Поэтому, если вы не можете никому рассказать, что Христос спас вас, вы не евангелист, а лишь поле для евангелизации, и сами нуждаетесь в том, чтобы настоящий свидетель о Христе обратил вас.

При этом не является обязательным условием точно помнить, когда вы обрати­лись, но важно знать наверняка, что вы действительно обращены. Многие люди не знают, когда они стали христианами, но один из великих проповедников нашего поколения доктор Питер Эдерсвельт сказал, что в возрасте пяти лет он определенно верил, что спасется Кровью Иисуса Христа. Родители дали ему очень хорошую подготовку, что привело его к вере очень рано.

Чтобы свидетельствовать о Христе, вы сами должны быть уверены, что обладаете даром вечной жизни и что Христос является вашим Спасителем.

Трижды в книге Деяний Апостол Павел дает нам свое личное свидетельство. Если мы хорошо его изучим, то обнаружим, что оно состоит из трех основных элементов:

  1. Кем я был до обретения дара вечной жизни.

  2. Как я получил дар вечной жизни.

  3. Что означает лично для меня жизнь вечная.

^ А. ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД

ВЫДЕЛЯЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Одна из наиболее распространенных ошибок при беседе заключается в том, что евангелист уделяет излишнее внимание первому пункту, т.е. своему состоянию до обретения дара вечной жизни, и недостаточно раскрывает третий пункт, т.е., что означает для него этот дар. Наш метод основывается на прямо противоположном. Вы не достигнете желаемого, если будете рассказывать людям скучную историю своей жизни. Им совершенно неинтересно, где вы ходили в школу, где жили ваши родители или почему вы переехали из одного города в другой. Скорее поступайте так, как Иисус, сказавший одержимому бесами: "Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог". Уделяйте больше внимания положительному.

Я помню одного христианина, который сопровождал меня во время наших домашних визитов. В ответ на мою просьбу подкрепить мой рассказ своим свидетельством, он сказал: "Когда я принял Христа, я потерял всех своих друзей, они не захотели со мной общаться, потом я потерял работу. Вы знаете, ведь люди поддерживают с тобой отношения, пока ты занимаешься тем же, чем и они в этом мире". Можно было подумать, что он решил устроить пятиминутную лекцию на тему "Почему не следует становиться христианином"! Представьте себе, человеку попадается такая сигаретная реклама, которая показывает потрепанного человека с искаженным от боли лицом, который обращается к нему со словами: "Курите наши сигареты и вы намного быстрее заболеете раком. Вы станете медленнее ходить и станете дурно пахнуть!" Едва ли такая реклама побудит человека к тому, чтобы купить эти сигареты. Но создается впечатление, что многие христиане достигают примерно такого же эффекта, как и эта реклама. Поэтому уделяйте больше внимания положительным сторонам своего обращения и обретения вечной жизни.

Теперь давайте рассмотрим отдельные части вашего свидетельства и посмотрим, как лучше донести каждую из них до других людей.

^ КЕМ Я БЫЛ РАНЬШЕ

От начала зависит очень многое, здесь вы либо добьетесь того, что собеседник будет внимательно слушать, либо с самого начала отключится. Очень важно постараться максимально отождествлять себя со своим собеседником и сделать так, чтобы и он ассоциировал события в своей жизни с тем, что вы ему рассказываете. Как уже отмечалось ранее, использование ссылок на личный опыт позволяет подготовить человека к тому, чтобы и он не боялся поделиться с вами чем-то личным и предотвратить возражения, что вы задаете слишком личные вопросы.

^ ОТОЖДЕСТВЛЯЙТЕСЬ С ВАШИМ СОБЕСЕДНИКОМ

В ходе беседы о его жизни и церковном опыте вы получите достаточно информации, чтобы определить, является ли ваш собеседник человеком самонадеянным, либеральным, агностиком или равнодушным к религии человеком и т.д. Рассказывая ему о вашей жизни до принятия Христа, подберите наиболее показательные, яркие и правдивые эпизоды о самом себе, которые позволят ему через вас увидеть свою собственную жизнь. Например, если ваш собеседник самодовольный интеллектуал, который ведет тихую жизнь и заботится о своих престарелых родителях, то вы совершите фатальную ошибку, начав свой рассказ таким образом: "Мои родители совсем обо мне не заботились, не дали мне никакого религиозного образования, и их беспутная жизнь привела к тому, что у меня сформировался ужасный характер. Я растратил казенные деньги и часто изменял жене. Затем я принял Христа". Ваш собеседник несомненно подумает: "Ничего себе, конечно, тебе это было необходимо, а мне нет". И станет смотреть куда-нибудь в потолок или на свой кофейный сервиз, если вы вздумаете продолжать. Насколько лучше обратиться к такому философу фарисейского толка со словами: "Я никогда не задумывался о том, почему я оказался в этом мире, пока не произошло то-то и то-то. Но, конечно, я и до этого знал, что существует Царство Божие, но никогда не задумывался о том, как я могу туда войти". Не имеет смысла рассказывать очень праведному человеку, каким страшным преступником вы были до обращения, вместо этого расскажите ему о тех аспектах вашей жизни, которые сходны с его собственным опытом. Таким образом вы даете ему понять, что вы были точно таким как он сейчас. Затем, когда вы расскажете ему, что вы отыскали нечто чрезвычайно важное, прежде отсутствовавшее в вашей жизни, он почувствует, что и ему чего-то может не хватать. Убедительный рассказ о нашей уверенности в получении дара вечной жизни и колоссальное значение обретения этой уверенности для вас лично послужит хорошим логическим основанием для перехода к первому диагностичес­кому вопросу.

^ НЕ ДАВАЙТЕ ОТВЕТОВ, НЕ ЗАДАВ ВОПРОСОВ

Изложение Евангелия должно сохранять на протяжении большей его части определенный элемент тайны. Вы ставите перед человеком проблему, причем таким образом, чтобы он понял, что она имеет к нему непосредственное отношение. По мере того, как вы даете ему понять и почувствовать, в чем заключается эта проблема, напряжение рассказа растет и, наконец, вы подходите прямо к этой проблеме, а затем рассказываете о путях ее разрешения, говоря о роли Христа по Евангелию. Однако не имеет смысла преждевременно давать ответы на вопросы, которые вы впоследствии собираетесь задать вашему собеседнику.

Предположим, вы пытаетесь обратить некоего Джона, а Барбара начинает рассказывать: "Ко мне пришел пастор и спросил меня, каким образом я предполагаю войти в Царство Божие? Я не знала, что нужно в этом полагаться только на Христа, поэтому я ответила, что, наверное, я не настолько плохой человек, чтобы туда не войти. Я ходила в церковь каждое воскресенье, помогала бедным в канун Рождества, никому намеренно не делала зла. Но пастор возразил, что этого далеко не достаточно, что я все равно грешница и нуждаюсь в очищении кровью Иисуса Христа. Поэтому я перестала полагаться на собственную добродетель и начала уповать на Христа, распятого за меня". Теперь вы обращаетесь к Джону и спрашиваете: "Джон, на что вы полагаетесь в своей надежде на обретение жизни вечной?" И Джон, конечно, отвечает: "На очистительную кровь Иисуса Христа". За пять минут до этого у него, возможно, не было ни малейшего представления о том, что дает ему очистительная кровь Христова и что представляет собой акт обращения в веру Христову. Он просто, как попугай, повторяет "правильный ответ", который он услышал от Барбары во время ее свидетельства. Если личное свидетельство используется во вступительной части изложения Евангелия (см. план), то рассказывайте об обретении дара вечной жизни в общих словах, т.е. расскажите, чем была ваша жизнь до этого, а затем скажите что-нибудь вроде: "А потом я получил вечную жизнь и все переменилось". Затем переходите к рассказу об изменениях в вашей жизни. Внимательный слушатель несомненно отметит, что вы ничего не сказали о том, как вы получили вечную жизнь, потому что вы еще не объяснили, что этот дар обретается спасительной верою.

Однако, если у вас есть время только лишь на личное свидетельство, то необходимо совершенно точно, ясно и четко изложить, как вы перешли из смерти в жизнь.

^ НЕ ПРИПОМНЮ, КАК И КОГДА Я СТАЛ ХРИСТИАНИНОМ

Есть христиане, которые совсем не помнят, где и как они стали христианами. Они приняли Спасителя в столь раннем возрасте, что даже не помнят себя нехристианами. Как же этим людям свидетельствовать?

Вне зависимости от того, помнят они или нет, мы знаем, как они стали христианами. Они осознали, что они грешники перед лицом Божиим, что Бог любит их, а Христос умер за их грехи. Они стали полагаться на Него в своем спасении, приняли его как Господа и Властелина своей жизни. Откуда мы знаем, что именно так они стали христианами? Да просто потому, что только так и становятся ими. Неважно, где и как это происходит, в момент высокого эмоционального подъема или постепенно. Но рано или поздно каждый христианин приходит к пониманию этого и к упованию на Христа. Чрезвычайно важно во всех случаях говорить о преимуществах обретения жизни вечной, рассказывать о том, что нам это принесло. Особенно важно обращать на это внимание тем евангелистам, кто воспитывался в христианских семьях, с детства ходил в церковь, и чья жизнь не претерпела существенных изменений. Однако их внутренние чувства, цели, мотивы изменены Христом, и на это им следует делать упор в своем свидетельстве.

Христианам, которые пережили падения, затем вернулись к более близкому общению с Христом, не следует включать этот опыт в свое свидетельство, поскольку это уже совершенно отдельная проблема, и ее обсуждение может лишь смутить и запутать человека, с которым вы ведете беседу.

Иногда рядовые члены церкви любят использовать в своем свидетельстве опыт своего пастора. Это может получиться очень удачно, особенно если ваш собеседник бывал в вашей церкви и слышал, как проповедует ваш пастор. Рассказ об этом можно начать примерно так: "Вы когда-нибудь слышали, как наш пастор пришел к своему служению?"

^ Свидетельство типа "Да". Наставник рассказывает свое свидетельство перед изложением Евангелия и произносит примерно следующее: "Я более чем уверен, что если я сегодня расстанусь с жизнью, я буду в Царстве Божием". Затем он обращается к сопровождающим его ученикам и спрашивает: "Джон, Мэри, а вы уверены в том, что если сегодня умрете, то войдете в Царство Божие?" Стажеры улыбаются и с энтузиазмом хором говорят: "Да!". Такой прием мы называем свидетельством типа "Да".

У такого рода свидетельства есть два особых преимущества: (1) оно помогает скромным застенчивым стажерам преодолеть "звуковой барьер" и разговориться; (2) оно усиливает воздействие свидетельства более опытного члена группы и повышает доверие слушателя к его последующему рассказу и изложению Евангелия.

Свидетельство типа "Да" особенно полезно в начале работы по программе, когда обучаемые не обрели еще достаточного опыта.

^ Нейтрализуйте сопротивление. Вам всегда следует стремиться к тому, чтобы при изложении Евангелия придать ему, по возможности, личный оттенок, но это становится особенно существенным, если вы чувствуете сопротивление и враждебность со стороны слушателя. Люди готовы спорить о догматах до последней капли крови, однако им очень трудно оспаривать все, что касается вашего личного опыта.

^ Дополнительный фактор, облегчающий принятие решения.

Иногда бывает очень полезно сказать несколько слов о положительных моментах личного опыта непосредственно перед проверочным вопросом, предшествующим вопросу, стимулирующему принятие решения. Если собеседник кажется вам робким и застенчивым, то позитивный личный пример поможет ему дать правильный ответ.

^ Б. ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ МЕНЯ ОБРЕТЕНИЕ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Тут ни в коем случае нельзя говорить общими словами, иначе потеряете ваших слушателей. Хорошее свидетельство должно быть конкретным. Можно сказать: "Это прекрасно!", но этого мало. Что именно прекрасно? Или вы можете сказать: "Я обрел мир!". Но опять же, что здесь имеется в виду? Помните - важно быть предельно конкретным.

^ НЕ БОЙТЕСЬ ПОДРОБНОСТЕЙ - ИНАЧЕ НЕВОЗМОЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ

"Чудесно осознавать, что если сегодня вечером моя жизнь прекратится, то я буду в Царстве Божием".

"У меня сын погиб во Вьетнаме, его разорвало миной. Но печаль моя светла, потому что он был христианином, и я точно знаю, что настанет день, когда мы встретимся в Царстве Божием".

Люди запоминают конкретные детали и забывают общие рассуждения. На это нужно обратить особое внимание, когда рассказываешь, что значит для тебя жизнь вечная.

ДРУЖБА

Новая жизнь во Христе дает нам чувство братства. Почему многие необращенные люди ходят в церковь? Они ищут дружеского отношения. Люди чувствуют себя одинокими, поэтому им очень нужна дружба. Дружеские связи составляют одну из главных человеческих потребностей. Поэтому, когда люди слышат, что Бог дает братство и дружбу, для них это значит очень многое.

ЛЮБОВЬ

Он наполняет нас своей любовью. В американских домах есть все мыслимые и немыслимые удобства, однако нередко в них не хватает самого главного - любви. За фасадом благополучия нередко скрывается борьба и ревность, а многие браки в лучшем случае напоминают две враждебные армии, Заключившие временное перемирие. Люди соскучились по любви. Поэтому для многих людей обещание Божественной любви, которое войдет в их дома и сердца, может пробудить старую надежду, которая не исполнялась много лет.

ПРОЩЕНИЕ

Бог прощает нас и избавляет от чувства вины. А это одна из самых главных проблем, которую люди не в состоянии разрешить. Именно из-за этого чувства вины переполнены наши психиатрические больницы. Вина деформирует человеческую личность, вызывает беспокойство и депрессию, порождает в сердце сумятицу. Прекрасная картина дана в аллегории Буньяна - христианин преклоняет колени перед Крестом, и бремя греха сваливается у него с плеч, скатывается в пустую могилу и исчезает в ней навеки. На Голгофе мы избавляемся от бремени вины.

ДРУГ В БЕДЕ

Христос - наш Друг, на которого можно опереться в беде. Он придает силы сломленным, усталым, потерпевшим крушение. Так что если кто-то вам возразит, что Христос - это костыль, который нужен лишь слабым, смело отвечайте: "Прекрасно, ведь я и есть инвалид. Мне нужен костыль".

УСЫНОВЛЕНИЕ

Он принимает нас в свою семью. Бог - наш Отец, а мы - братья и сестры во Христе. Человеку, который только что принял Христа, можно сказать: "Добро пожаловать в семью Христову. И знаете, я вам открою маленький секрет - мы с вами родственники, братья и сестры - дети самой большой семьи на Земле, семьи Божией".

^ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Он дает нам новые перспективы в жизни. Ведь для многих людей самый страшный вопрос - это: "Для чего вы живете?" Они не знают на него ответа. А после обращения все меняется. Появляется ясность и смысл, открываются горизонты, неведомые нехристианам. Тайны Вселенной, проблемы, ставящие в тупик других людей, встают на свои места и загадка жизни постепенно раскрывается все с большей и большей ясностью.

^ ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТРАХА

Он избавляет нас от страхов этой жизни и от страха смерти. А ведь многие люди так часто боятся. Пусть они говорят, что не страшатся ада... Многие из них боятся вечером выйти с мусорным ведром из дому.

^ В. СНАЧАЛА НАПИШИТЕ ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Учитывая сказанное выше, рекомендуется для начала написать свое свидетельство на бумаге, обращая внимание на следующие моменты:

1. Старайтесь избегать выражений, которые ничего не говорят нехристианину.

Они раздражают ухо неверующего. Например: "Примите Христа и вы примете благословение". Для нас это звучит обычно, но нехристианин поморщится при мысли о получении благословения. Как это получить благословение? По почте? Или оно упадет с неба? Мы должны различать денотат и коннотат слова. Согласно словарю Вебстера или любому теологическому словарю, денотат - это то, что слово выражает. Например, слово "евангелизация", несомненно, одно из самых красивых слов в нашем языке. Оно происходит от "evangel", что означает "добрый ангел", посланник, который приносит добрые вести. Что может быть прекраснее?!

Однако, какова коннотация слова "евангелизация", т.е. что связывает с этим словом большинство людей? У многих оно вызывает в памяти Элмера Гэнтри и группы шумных людей на уличных перекрестках, которые бьют в барабаны,, что-то выкрикивают и делают прочие малоприятные вещи. Коннотация - это ракушки, которые облепляют слово - "корабль" в море жизни.

  1. Избегайте обилие бытовых подробностей, не касающихся духовных вопросов.

  2. Избегайте смутных общих слов, которые практически лишены смысла.

  3. Не давайте преждевременно ответов на вопросы, которые вы собираетесь впоследствии задать. Не нарушайте покрова тайны.

  4. Избегайте легкомысленного отношения к Евангелию.

  5. Пускайте в ход чувство юмора. Если ситуация становится напряженной, то раздражение собеседника легко можно снять, сказав что-нибудь смешное.

  6. Отождествляйтесь с обращаемым.

  7. Пользуйтесь прямым и косвенным цитированием, чтобы пробудить интерес к Писанию.

9. Говорите ярко и доходчиво, чтобы было легко представить, о чем вы говорите.

"Я лежал в постели, когда по радио стали передавать проповедь. К счастью, приемник стоял достаточно далеко, и я не мог его выключить, протянув руку. Пришлось встать с постели, и в тот момент, когда я подошел к радиоприемнику..." - такую ситуацию легко себе представить. Если люди не смогут увидеть мысленно то, о чем вы говорите, они скорее будут отвлекаться на свои собственные мысли, чем слушать вас.

^ ОТТАЧИВАЙТЕ ВАШИ ОРУДИЯ

Теперь вы можете составить, отточить и совершенствовать ваше свидетельство, исполняя завет Апостола Петра: "Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет 3:15). Возвращайтесь к тексту вашего свидетельства и устраняйте шероховатости. Избегайте общих мест. Старайтесь внести в него блеск и жизнь, а потом попросите Бога помочь вам им воспользоваться. За три минуты вы должны быть в состоянии ясно изложить три вещи - ваше собственное состояние до обретения вечной жизни, как вы получили этот дар и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь.

ГЛАВА 5

^ КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ВОЗРАЖЕНИЯ

Не рассчитывайте на то, что враг будет дремать, когда вы станете излагать Евангелие. Он и его присные сделают все, чтобы помешать этому. В вашем сердце наверняка возникнут страхи и сомнения, а ваш собеседник будет выдвигать различные возражения. Ранее мы обсудили, как бороться со своими страхами. В этой главе мы обсудим, что делать, когда возникает то или иное возражение.

^ А. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

1. ИЗБЕГАЙТЕ СПОРОВ

Нам свойственно, столкнувшись с возражением, либо грудью встретить аргумент противника и поразить его, либо обратиться в бегство. В нашем случае не подходит ни то, ни другое. Ради вечного спасения людей, с которыми вы будете беседовать, мы говорим: "Никогда не спорьте!"

Нередко говорят, что лучший способ выиграть спор - не заводить его, а лучший способ избежать спора - это предотвратить его. Иными словами, необходимо предвидеть, когда он может возникнуть, и подвести человека к согласию с Писанием еще до того, как он начнет возражать. Любой умелый полемик может легко набирать очки в споре, но, поступая таким образом, вы вызовете враждебность со стороны обращаемого и упустите свой "улов".

^ 2. ВЫКАЗЫВАЙТЕ БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Каждое возражение можно встречать замечанием вроде: "Я рад, что вы это сказали!" Вам действительно следует радоваться, что человек делится с вами своими мыслями и чувствами. Преодолевая его возражения, вы развеиваете иллюзии, породившие у него призрачное и самонадеянное чувство безопасности. Радуйтесь тому, что он вас слушает и реагирует, а, следовательно, усваивает то, что вы пытаетесь до него донести.

^ 3. ГОВОРИТЕ ИСКРЕННИЕ КОМПЛИМЕНТЫ

Если собеседник начинает нервничать и раздражаться, то можно удачно снять напряжение искренним комплиментом. Вот один из возможных вариантов: "Вы знаете, Джон, так приятно обсуждать эти проблемы с таким умным и явно хорошо начитанным собеседником. Чувствуется, что вы проявляете настоящий интерес к духовным вопросам". Подобное замечание поможет устранить многие споры.

^ Б. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОТКЛОНЕНИЯ ВОЗРАЖЕНИЙ

1. ПРЕДОТВРАЩАЙТЕ ВОЗРАЖЕНИЯ

В предыдущих разделах мы уже показали, как умелое изложение материала помогает предотвратить многие типичные возражения. В сочетании с благожелатель­ным, уважительным отношением к собеседнику это умение способно эффективно предотвратить превращение евангелизации в ожесточенный спор.

^ 2. ЕСЛИ МОЖНО, ОТЛОЖИТЕ СПОР

В случае возникновения возражения, сразу же постарайтесь определить, следует ли отвечать на возражение прежде, чем вы продолжите изложение Евангелия, либо лучше его оставить на потом или вообще обойти стороной.

Например, вы спрашиваете человека, войдет ли он, по его мнению, в Царство Божие, а он отвечает, что не верит в Царство Божие. Совершенно очевидно, что, не преодолев эту трудность, нельзя идти дальше. С другой стороны, если собеседник в качестве контраргумента поднимает вопрос о судьбе язычников в Африке, не слыхавших о Евангелии, целесообразно реагировать примерно так: "Безусловно, вы затронули очень интересный вопрос, и я бы с удовольствием его с вами как-нибудь обсудил. Однако, если не возражаете, давайте продолжим наш разговор, а потом, если вы сочтете уместным к нему вернуться, мы постараемся вместе разобраться".

В результате вам не придется терять массу времени, отвечая на посторонние вопросы. Кроме того, в следующий раз человек подумает, прежде чем вторично отвлечь вас. И наконец, вы предоставили ему право вернуться к этой проблеме, если он сочтет нужным. Следовательно, если он этого не станет делать, то и вы имеете полное право вообще к данному вопросу не возвращаться.

^ 3. БЫСТРО ОТВЕЧАЙТЕ

Если возражение носит принципиальный характер, постарайтесь ответить на него как можно быстрее и сразу же возвращайтесь к своему свидетельству.

^ План - слуга, а не хозяин. Вместе с тем не стоит слепо следовать •нашему плану. Порой вы как раз поступите мудро, если уйдете в сторону и через обсуждение "посторонних" предметов вернее добьетесь результата.

Неуместное по плану, порой оказывается в жизни очень уместным. Однако чаще всего ваш собеседник будет затрагивать вопросы, о которых вы вовсе не собирались говорить. Предположим, вы рассказываете историю Уэсли, а он заявляет: "Не понимаю, почему в церкви столько разных направлений. Уэсли откололся от англикан и создал Методистскую Церковь, но вы, например, к ней не принадлежите. Почему бы вам всем не объединиться?"

^ Не паникуйте. Во-первых, не теряйте присутствия духа и не смущайтесь. Совершенно очевидно, что вопрос посторонний. На данной стадии ни обсуждение церковной истории, ни разговор о современном экуменическом движении не принесут никакой пользы. Также очевидно, что обращаемый несколько утратил интерес к вашему рассказу. Теперь необходимо сделать две вещи - во-первых, вернуться к своему свидетельству и, во-вторых, в необходимых пределах повториться, чтобы собеседник не потерял изначальный ход ваших мыслей. Вот один из возможных вариантов дальнейшего разговора:

^ Уход в сторону. "Хорошо, что вы задали этот вопрос, поскольку я теперь вижу, что может помешать вам понять суть спасительной веры. Я не хочу, чтобы у вас создалось ложное впечатление относительно того, что является ключем к двери, ведущей в Небесное Царство. Ни признание исторических фактов, ни временная вера не откроют двери на Небеса. Вы должны верить, что Бог живой должен для этого сделать нечто для вас. И у Уэсли была вера, но он признавал, что она не была спасительной. Он писал в одной из своих работ, что...(продолжайте изложение Евангелия).

Таким образом можно увести беседу от нежелательного поворота и освежить в памяти собеседника то, о чем вы говорили до этого. Блаженный Августин, сформулировал важный принцип, который старался применять и в своей собственной жизни: "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь".

Возвращайтесь к свидетельству с того момента где вам его пришлось прервать. "Думается, что людям свойственно иметь разные мнения. По-видимому, пока мы существуем, так будет всегда. Однако рассказывая вам о Евангелии, я могу приводить взгляды основоположников разных деноминаций. Большинство христианских церквей 2000 лет объединялись на основе признания таких постулатов, как греховность человека, святость Бога, божественная сущность Христа. Не хотелось бы, чтобы увлечение не заслуживающими внимания, мелочами привело к тому, что вы окажетесь перед дверями на Небо без подходящего ключа? Долгие годы Джон Уэсли полагал, что у него есть такой ключ. Но это было лишь до посещения им церкви на улице Олдерсгейт, когда он...".

^ 4. РАЗБЕРИТЕСЬ И ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ С ОТВЕТОМ

Многие христиане боятся, что свидетельство их будет неэффективно, если в ходе разговора они не сумеют ответить на какой-нибудь вопрос. Но бояться и смущаться здесь нечего. Если не знаете, можно просто сказать: "Это очень интересный вопрос. Мне бы самому хотелось знать на него ответ. Если он вас действительно интересует, то я выясню, а потом приду к вам и расскажу. А тем временем, если вы не против, давайте вернемся к нашей беседе... ".

Тут очень важно понять свою роль и не пытаться делать то, чего от вас в сущности и не требуется. Мы не судьи и не присяжные заседатели, не наша задача - выносить приговор каждому слушателю. Не стоит пытаться брать на себя роль прокурора или даже защитника. Бог - судья и присяжный заседатель; сатана - прокурор, а Господь Иисус Христос - адвокат. Рядовой евангелист не должен брать на себя функцию эксперта, вызванного в суд давать заключение по делу. Такая роль пристала пастору, но не рядовому члену церкви. Он вызван просто свидетелем. Это означает, что он видел или пережил нечто такое, о чем твердо знает из собственного опыта, а его репутация и поведение говорят о том, что это свидетельство заслуживает доверия. Предпол­ожим, вы были свидетелем уличной перестрелки. Недостаточные познания в огнес­трельном оружии относительно калибра, дальности стрельбы, технологии производства и т.п. нисколько не умаляют ценности вашего свидетельства о том, что кто-то кого-то застрелил при определенных обстоятельствах. Однако, если эксперт по баллистике, вызванный в суд, продемонстрирует неосведомленность в технических вопросах, то он не только подорвет доверие к своему заключению, но и, скорее всего, просто потеряет работу. Помните, как фарисеи пытались заставить слепого, исцеленного Христом, выступить в роли "эксперта". Он ответил очень просто: "Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" (Ин 9:25).

^ В. ОТВЕТЫ НА ТИПИЧНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ

ЯЗЫЧНИКИ

Среди вопросов, часто возникающих в ходе разговора, заметное место занимает проблема язычников. Почувствовав неловкость при упоминании о "язычниках" в собственной гостиной, человек вполне может постараться перевести разговор на язычников в Индии, Африке или Новой Гвинее. Однако подобная тактика ни в коем случае не должна сбить евангелиста с цели. Помните, как самарянка у колодца пыталась сменить тему, когда Иисус заговорил о ее личных делах, но Он быстро вернул беседу в прежнее русло, сказав по сути примерно так: "То, что мы делаем здесь сейчас, намного важнее богословских споров". Такие дебаты - ящик Пандоры. Только откройте его, и вы уже никогда не доберетесь до Евангелия.

В подобной ситуации нужно заботиться прежде всего о вашем слушателе и его духовной пользе. Поэтому можно сказать ему примерно так: "Боб, это хороший вопрос, но я думаю, что мы можем оставить язычников в Африке в руках Бога, который бесконечно справедлив и милосерден. Сегодня вечером я бы хотел поделиться с вами тем, как вам обрести уверенность в спасении. В Библии сказано, что вы можете знать это совершенно точно, а, как следует из ваших слов, вы не уверены в том, что с вами случится далее, если сегодня ночью вы умрете. Давайте продолжим наш разговор о том, где вы проведете вечность. Потом, наверное, можно будет поговорить и о судьбе тех, кто никогда не слышал Евангелия.

По опыту я убедился, что такое объяснение удовлетворяет большинство людей, предотвращая довольно сложную богословскую дискуссию, которая к тому же мало что дает необращенному человеку.

Однако, если после обращения он все же возвращается к этому вопросу, можно ответить ему следующим образом, даже нарисовав для лучшего понимания помеща­емую ниже диаграмму. Вся проблема вращается вокруг вопроса: "Отправит ли Бог язычников в ад просто за то, что не верили в Христа, о котором никогда не слыхали?"

Ответ на данный вопрос, поставленный именно в такой форме, "Нет", т.е. это не значит, что они не отправятся в ад, а значит, что произойдет это по совсем другой причине. В действительности они потеряны для спасения и находятся на пути к вечной погибели, что и является основанием для христианской миссионерской деятельности.

Тут вполне уместен argumentum ad absurdum, т.е. логическое развитие ситуации от противного. Если бы все, кто не слышал о Христе, попадали в Царство Божие, я бы предложил самый эффективный из всех когда-либо изобретенных план спасения человечества. Надо просто закрыть все церкви, освободить пасторов и сжечь все Библии, и другую религиозную литературу. Через несколько поколений не останется никого, кто слыхал бы о Христе, и таким образом все попадут в Царство Божие!

Можно применить этот аргумент не только на примере воображаемого будущего, но и прошлого. До пришествия Христа практически никто о нем не слыхал, следова­тельно, все были на пути к спасению. Но тут явился Иисус, и, в результате, многие миллионы людей встали на путь вечной погибели. Это, разумеется, тоже абсурд. Христос пришел не осуждать на гибель, а спасти тех, кто уже был осужден. Люди могут быть осуждены только за одну вещь - свои грехи! Безусловно, самый тяжкий грех совершает тот, кто слышит о Спасителе и отвергает Его. Однако, помимо этого греха, такой человек наверняка будет повинен и в тысячах других.

Порочность изначальной посылки в проблеме "язычников" заключается в том, что на свете нет людей, совершенно не знающих о Боге и Его промысле относительно своей жизни. Священное Писание утверждает, что Бог явил себя всем людям в одной из трех нижеследующих форм (см. иллюстрацию):

1394848974268445.html
1394960690869436.html
1395070617566471.html
1395129966959988.html
1395198958687885.html