Курсовая работа по дисциплине


gjkbnjkjubz

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

(ГОУ ВПО ИГУ)

Филиал в г. Ангарске


Кафедра рекламы и документоведения


Номенклатурный принцип организации власти в СССР


Курсовая работа

по дисциплине

"Современная организация государственных учреждений"


студентки 2 курса

очного отделения

специальности

"Документоведение и ДОУ"

Б.Д. Покровской


Руководитель:

старший преподаватель, к.и.н.,

Шевченко Д.В.


Ангарск 2008

Содержание


Введение.

Глава 1. Формирование номенклатурных принципов в СССР.

1.1 Понятие номенклатуры.

1.1.1 Принятие решений во властной структуре номенклатуры.

1.1.2 Структура формирования высших органов государственной власти в СССР.

1.2 Принципы формирования высших органов государственной власти в СССР.

1.2.1 Этапы развития правящей элиты в России.

1.2.2 Категории номенклатуры.

1.2.3 Роль номенклатуры в становлении и гибели Советского Союза.

^ Глава 2. Понятие номенклатурной власти в современной России.

2.1 Становление новой системы государственной службы в современной Рос-сии.

2.1.1 Реализация номенклатурных принципов. Политические партии в Госу-дарственной думе.

2.1.2 Развитие номенклатурно-олигархического режима при Президенте В. Путине.

2.1.3 Партия «Единая Россия».

Заключение.

Источники и литература.

Введение.


Советы возникли стихийно во время двух русских революций (1905 г. и февраль 1917 г.) и были самыми массовыми организациями трудящихся.

Номенклатура возникла как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, сделавшихся после победы революции профессиональными правителями страны. Создание номенклатурных спи-сков являлось рождением замкнутого слоя правящей элиты. Появилось два понятия «номенклатура» и «бюрократия». Эти два термина абсолютно про-тивоположны по своему значению. Бюрократия есть распределение функций между руководящими органами, а номенклатура – перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общественных организациях, за-мещение которых производит вышестоящий орган.

Политической системой Советского Союза являлась Коммунистиче-ская партия Советского Союза, сами Советы (а также комсомол, различные профсоюзы и т.д.), которые по идее В.И. Ленина должны были связывать партию с народом.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении причин появ-ления и развития номенклатуры с момента образования СССР и положение этого явления на современном этапе. Именно номенклатура как господ-ствующий социальный слой, сформированный за десятилетия правления в СССР советского режима, требует приоритетного внимания при анализе су-ществующих политических порядков, необходимом для оценки перспектив развития России.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить конкретные задачи:

1) раскрыть теоретические основы: сущность, классификацию номенк-латурного принципа организации власти в СССР, функции органов управле-ния, методы и способы принятия решений во властной структуре;

2) проанализировать прошлое номенклатуры и на основе выводов по-пробовать спрогнозировать её дальнейшую трансформацию.

В данной работе были использованы материалы М.С. Восленского. В его работе отчётливо отражена тема о господствующем классе номенклату-ры, история её появления и развития. А также были задействованы историче-ские труды Т.Г. Архиповой об истории государственной службы; А.А. При-гарина, В.К. Дяченко, Л.А. Гриффена о связи социализма с российской сис-темой управления; А.Н. Марковой, Т.П. Коржихиной об истории Российской государственности и др.

Глава 1 Формирование номенклатурных принципов в СССР.


1.1 Понятие номенклатуры.


Суть номенклатуры заключается в том, она сама диктует свою волю го-сударственным органам через решения, мнения и указания руководящих пар-тийных инстанций. Формальный механизм формирования номенклатурных кадров в СССР состоял в назначении на руководящие должности по реше-нию органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись по протекции конкретных партийных функционеров соответствующего уровня партийной иерархии и оформлялись решениями партийных органов. При этом партийные функционеры всех уровней иерархии стремились в первую очередь предоставить руководящие должности, находящиеся в сфере их влияния, кадрам, проверенным на личную преданность. Следует особо под-черкнуть, что процессы формирования и деятельности советской номенкла-туры полностью контролировались КПСС, обладавшей строго централизо-ванной иерархической структурой, хотя номенклатурные методы подбора и расстановки кадров непосредственно зародились и получили широкое рас-пространение, прежде всего, в самой партийной среде. Протекционистский механизм назначения на руководящие должности исходя из критерия личной преданности и определяет основные онтологические свойства номенклату-ры, которая и в посткоммунистической России составляет социальную осно-ву правящего режима.

В самой номенклатуре нет жёсткой иерархии рангов, обеспечивающей сравнимость чиновничьих постов в различных сферах государственной структуры. Но главное - в номенклатуре нет составляющего суть чиновниче-ства планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступеням иерар-хической лестницы. Легко меняются специальности, кабинеты, но незыбле-мой остается принадлежность к номенклатуре. Эта незыблемость гарантиру-ется самим особым порядком формирования номенклатуры. Итак, «номенк-латура» - это буквально латинское слово «ном» (перечень имён или наимено-ваний). В бюрократии всё с точностью до наоборот. Первоначально, при Сталине также, этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами. Таким образом, номенклатура - это перечень руководящих должностей в государственном аппарате и общест-венных организациях, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган. В то же время этот термин обозначает и перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резер-ве для их замещения.

Датой оформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 г., ко-гда Оргбюро ЦК приняло постановление «О назначениях». В октябре 1923 г. ЦК партии вынес решение об основных задачах учётно-распределительной работы, 16 ноября 1925 г. Оргбюро приняло новое развёрнутое положение о порядке подбора и назначения работников.

Так называемые, номенклатурные списки - это документы, скрываю-щие сущность механизмов господства и воспроизводства касты «руководи-телей», и основанная на них система, запускающая эти механизмы. Создание таких документов не было обычной организационно-технической процеду-рой. Оно представляет собой важнейшую политическую и социальную ак-цию - рождение замкнутого слоя власть имущих, «канонизированных» на-чальников всех уровней власти.

Работа по совершенствованию процедуры пополнения номенклатуры и перемещения в ней продолжалась и далее. Про неё вспомнили сразу же после Второй мировой войны. Но в целом это были уже дополнения и уточнения, процесс рождения нового господствующего класса уже завершился. Номенк-латура прочно взяла в свои руки власть в обществе и до 80-х гг. только мо-дернизировалась.

После 1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшей номенклатуры графа «социальное происхождение», такие сведения засекре-чиваются. Скорее всего, это связано с появлением нового класса «служа-щих», разнородной смеси больших социальных групп. Это образование, ока-завшееся между высшей номенклатурой и работниками материального и ду-ховного производства, являлось непосредственным хранителем материаль-ных ценностей, распорядителем рабочей силы и учётчиком рабочего време-ни. Эти признаки и многочисленность позволяют говорить именно о классе.

Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Юристы в рядах номенклатуры были большой редкостью. Их профессионализм был крайне опасен установивше-муся корпоративному режиму.

Положение номенклатурного работника в 70-е гг. было более комфорт-ным, чем в 30-е. Он уже не жил в постоянном страхе за свой пост. В сталин-ское время насколько легко люди оказывались на вершине власти, настолько легко они могли быть от неё отстранены. Очень частым явлением были «чи-стки» как партийных рядов, так и госаппарата. При всех неудачах было тра-дицией искать виновных – это «врагов народа», «вредителей» и др. «Пере-тряхивание» парт-, госаппарата, кооперативных и общественных организа-ций проводилось в период с 1925 по 1932 гг. специальными комиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов. «Вычищено» было примерно 10 % от общего числа проверенных.

От «чисток» перешли к более радикальным мерам - репрессиям, кото-рые коснулись всех слоёв общества. Это были самые сложные годы для но-менклатуры. Репрессии действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что власть её не вечна. Поэтому особенно важ-ной вехой в истории номенклатуры стало подчинение ей КГБ. Верхушка но-менклатуры продолжала следить за тем, чтобы органы не вышли из-под её контроля, что явилось наиболее важным шагом к неотчуждаемости номенк-латуры. К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начи-нает переходить к самовоспроизводству. Номенклатурная должность не на-следуется, но принадлежность к классу номенклатуры становится фактиче-ски наследственной. Ещё одной характерной чертой номенклатуры было об-ладание различными «благами», недоступными простым советским гражда-нам. Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путёвки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.

Так как номенклатура – это «управляющие», то функция управления – это стержень номенклатуры. Исторический путь развития этого класса про-ходит от захвата государственной власти до господства и в сфере производ-ства.

Номенклатура осуществляет в первую очередь политическое руково-дство обществом, а руководство материальным производством является для неё второстепенной задачей. Политическое управление – это наиболее суще-ственная функция номенклатуры.

Она обеспечивает всю полноту власти в обществе, все выполняемые решения в стране принимаются именно ею. Каждый номенклатурщик имеет свой отведённый ему участок властвования. Главное в номенклатуре – власть, а не собственность. Она стоит над законом. Тот, кто по счастливому стечению обстоятельств оказался в номенклатуре, может считать, что оста-нется в ней прочно.

Господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости та-кой системы требует многообразных тщательно продуманных мер. Это и прямое насилие над недовольными, и угроза его применения в отношении потенциальных противников, и экономическое давление и поощрение, и не в последнюю очередь – маскировка, скрывание подлинных отношений в обще-стве. Господствующий класс всегда стремился скрыть факт своего господ-ства. Трудно сказать, где границы «нового класса».

Номенклатура – та организованная Сталиным и его аппаратом «дружи-на», которая научилась властвовать.


1.1.1 Принятие решения во властной структуре номенклатуры.

Инициатива подготовки и принятия решения может исходить как от какого-либо ведомства, которое находится в сфере власти данного парткоми-тета, так и сверху, т.е. от самого бюро, секретариата или вышестоящего орга-на.

Естественно, при разработке решения никто не станет советоваться с юристами – это не выгодно. К тому же, дефицит юристов в высших слоях власти ощущался очень сильно. Они были попросту не нужны власти. Реше-ния были обязательны для исполнения всеми, причём, даже какое-либо мало-мальски серьёзное дело в организации или предприятии требовало одобрения сверху. Руководящие органы номенклатуры всегда цепко держались за свою монополию принятия решений. Участие партаппарата в принятии решений шло намного дальше подготовки проектов. Ведь есть немало вопросов, кото-рые считаются слишком мелкими для того, чтобы их решали крупные органы власти.

Так зачем же их загружать ими, если многое можно решить быстро, без волокиты, на местах? Номенклатурщики, не входящие в состав бюро, секре-тариата и в партапарат, тоже осуществляют власть, но в пределах, очерчён-ных политическими решениями руководящих органов класса номенклатуры и указаниями аппарата.


1.1.2 Структура формирования высших органов государственной власти в СССР.

До февраля 1917 года Россия являлась монархическим государством. Наряду с императором, законодательные функции осуществляла Государст-венная Дума, учреждённая манифестом от 17 октября 1905 года. В феврале 1917 года император отрёкся от престола, а Дума четвёртого созыва саморас-пустилась.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года партия большевиков свергла вре-менное правительство. С этого времени начался процесс формирования но-вой политической системы.

За несколько часов до взятия Зимнего дворца, открыл работу второй Всероссийский Съезд Советов. Постановления этого Совета и сформировали новую структуру органов государственной власти.

Высшим государственным органом власти с правом законодательной инициативы стал Всероссийский Съезд Советов (ВСС). ВСС должен был со-бираться на сессии не реже, чем два раза в год.

ВСС сформировал Президиум - постоянно действующий орган власти. Этот Президиум получил название ВЦИК (Всероссийский Центральный Ис-полнительный Комитет), его возглавил Яков Свердлов.

Высшим исполнительным органом власти советского правительства стал Совнарком (Совет Народных Комиссаров), его возглавил В.И. Ленин.

ВСС провозгласил Россию Республикой Советов рабочих и солдатских депутатов.

В декабре 1917 года В.И. Ленин приступил к формированию репрес-сивных органов власти. Была сформирована ЧК (Чрезвычайная Комиссия), её возглавил Феликс Дзержинский.

Изначально Ленин утверждал, что органы Советской власти являются временными, и будут работать до открытия Учредительного Собрания (пар-ламента).

В январе 1918 года состоялись выборы в Учредительное Собрание, в результате партия большевиков получила около 20% мест.

Проработав сутки, новый Российский Парламент был распущен, а вся власть оказалась узурпированной партией большевиков.

Сразу же после роспуска Учредительного Собрания, открыл работу третий ВСС. Структура органов государственной власти осталась неизмен-ной, однако, было принято новое название для государства – РСФСР. В 1918 году была принята первая российская Конституция, которая и закрепила уже существовавшую структуру органов государственной власти. Советская Кон-ституция значительно ограничивала право избирать и быть избранными для многих категорий населения (дворяне, бывшие царские чиновники, священ-нослужители не имели право принимать участие в выборах).

30 декабря 1921 года был создан СССР. Изначально в СССР вошли РСФСР, Белоруссия, Украина и Грузия. К 1940 году было 15 республик: Литва (Рига), Латвия (Вильнюс), Эстония (Таллин), Молдавия (Кишинёв), Азербайджан (Баку), Грузия (Тбилиси), Армения (Ереван), Украина (Киев), Белоруссия (Минск), Туркменистан (Ашхабад), Таджикистан (Душанбе), Уз-бекистан (Ташкент), Казахстан (Алма-Ата), Киргизия (Бишкек).

Итак, номенклатура - это перечень наиболее важных должностей, кан-дидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются и ут-верждаются данным партийным комитетом (райкомом, горкомом, обкомом партии и т. д.). Освобождаются от работы лица, входящие в номенклатуру партийного комитета, также лишь с его согласия. В номенклатуру включают-ся работники, находящиеся на ключевых постах.

В номенклатуре нет планомерного перемещения всех чиновников вверх по ступеням иерархической лестницы, однако на должности назнача-ются «свои люди» (т.е. родственники, знакомые и т.д.)

Номенклатура — это порождение однопартийной системы, и номенк-латурный принцип подбора кадров основывается не на принципе профессио-нализма, а главным образом на политической лояльности.

В 1923 г. практика номенклатурных списков была утверждена поста-новлением ЦК РКП (б). Всего в номенклатуру ЦК тогда вошло 13 163 долж-ности, из них в список № 1 было включено 3500 наиболее важных постов (народные комиссары, члены ВЦИК, президиумов и коллегий наркоматов и других центральных советских и хозяйственных органов), в список № 2 — заместители начальников главков, управлений и пр., в список № 3 — руково-дящие кадры на местах. Свои номенклатуры существовали на губернском уровне, уездном и т.д., но при этом местные руководители стремились к сво-ему утверждению в центре, чтобы не зависеть от расстановки сил на местах. Номенклатурная система стала мощным инструментом бюрократизации и централизации.

Способы работы с номенклатурой были чисто бюрократическими и сводились по преимуществу к заполнению всевозможных анкет и их провер-ке. Работа эта во многом расходилась с провозглашенными нормами внутри-партийной демократии и потому скрывалась от глаз рядовых коммунистов и остального общества. Раз вошедшие в номенклатуру лица переводились с должности на должность уже автоматически. В соответствии с должностью определялись привилегии и преимущества номенклатурных работников, ко-торые также тщательно скрывались.

Назначаемые в порядке выдвижения номенклатурные работники полу-чали монополию на власть во вверенных им организациях и разнообразные привилегии, варьировавшиеся в зависимости от высоты номенклатурной «ступеньки». Вместе с тем они становились юридически и политически бес-правными, и номенклатурная сеть регулярно прореживалась бесконечными чистками и проработками. Корпус номенклатуры формировался в основном из обезличенной маргинальной среды: первоначально почти 90 % коммуни-стов если и имели какое-то образование, то не выше начального. Недостаток знаний и опыта компенсировался административным рвением и готовностью выполнить любые указания аппарата. Поэтому номенклатурный аппарат стал надеждой и опорой сталинского режима.

Чистки 1920-х гг. и репрессии 1930-х гг. негативно сказались на фор-мировании нового чиновничьего слоя. В рядах номенклатуры укоренились принципы личной преданности вождю, корпоративной солидарности. Пар-тийные съезды, съезды Советов, профсоюзов превращаются в массовые соб-рания номенклатуры. Съезды Советов и сессии ЦИК были призваны законо-дательно закрепить принятые решения. Всякие дискуссии и рассуждения стали рассматриваться как ненужные и даже вредные, мешающие делу. Но-менклатура была не способна и не заинтересована во всестороннем обсужде-нии проблем, для нее было важнее всего получить четкие указания и руково-дящие директивы. Политические и экономические кризисы, приведшие в конце концов СССР к гибели, во многом имели причиной безраздельное гос-подство этого слоя. Вместе с тем отождествление номенклатуры и госслу-жащих было бы неверно. Номенклатура была верхним слоем партийно-советской государственной бюрократии. Между тем жесткая централизация всего и вся в СССР, слабая дифференциация при подходе к подготовке имен-но государственных служащих и кадров для народного хозяйства привели к тому, что к госслужащим стали относить всех работающих в государствен-ной или общественной организации.


1.2 Принципы формирования высших органов государственной власти в СССР.


Исторически она берет свое начало, как и сам класс номенклатуры, от ленинской организации профессиональных революционеров. В эту организа-цию зачисляли по решениям ее руководящих органов. Изобретатель номенк-латуры, в ее ныне существующем виде, Сталин формализовал этот порядок, превратив его из импровизированного действия подпольной организации в бюрократическую рутину правящего аппарата. На смену устному поручи-тельству товарищей, принимавших в свою среду человека, с которым им предстояло делить тяготы и опасности нелегальной работы, появились пух-лые номенклатурные дела, заполненные анкетами, автобиографиями, фото-карточками, характеристиками с подписью треугольника и справками КГБ.

Подверглись характерной трансформации и мысли, высказанные Лени-ным о подборе руководящих кадров. Ленин предвосхитил сталинскую идею создания номенклатуры, заявив: "Теперь "хозяином" является рабоче-крестьянское государство, и оно должно поставить широко, планомерно, сис-тематично и открыто дело подбора наилучших работников по хозяйственно-му строительству, администраторов и организаторов специального и общего, местного и общегосударственного масштаба". Дело подбора руководителей разных масштабов Сталин действительно поставил "широко, планомерно, систематично". Только проводится оно не открыто, а совершенно секретно, и не государством, а руководящими органами номенклатуры, так как именно она, а не "рабоче-крестьянское государство" является хозяином в стране.

Укоренился и введенный Сталиным принцип подбора людей, прежде всего, по политическим признакам. Ленин в свое время писал, что руководя-щие кадры следует подбирать: "а) с точки зрения добросовестности, б) с по-литической позиции, в) знания дела, г) администраторских способностей...". Как видим, и он считал знание дела второстепенным моментом по сравнению с политической благонадежностью. Однако на самый первый план Ленин выдвинул добросовестность назначаемого руководителя.

Сталину этот критерий явно показался излишним и уже не выдвигался при утверждении номенклатурных работников. После Сталина возврата к ле-нинским нормам в этом вопросе не произошло. XXIV съезд КПСС записал в своей резолюции: "Партия придает первостепенное значение тому, чтобы все участки партийной, государственной, хозяйственной, культурно-воспитательной и общественной работы возглавляли политически зрелые, знающие свое дело, способные организаторы". Добросовестности от номенк-латуры по-прежнему не требуется.

Зато требуется другое: стремление занять руководящий пост и готов-ность сделать все, чтобы заслужить дальнейшее продвижение по иерархиче-ской лестнице. В прежних уставах КПСС традиционно красовались слова: "Партия очищает себя от карьеристов". В горбачевском уставе формула ис-чезла.

Ограничились фразой в части IV Программы КПСС: "Попытки про-никновения в партию по карьеристским соображениям должны решительно пресекаться". А как доказать, что именно данный товарищ вступил в КПСС по карьеристским соображениям, - ведь все вступают именно так! Это в пар-тию, а уж в номенклатуру - тем более.

Исторический путь номенклатуры идёт от захвата государственной власти к господству и в сфере производства. Номенклатура осуществляет в первую очередь именно политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для нее уже второй задачей. Полити-ческое управление - наиболее существенная функция номенклатуры.

В своей совокупности номенклатура обеспечивает всю полноту власти в обществе. Все действительно подлежащие выполнению решения в стране реального социализма принимаются номенклатурой. Эта особенность делает необходимым четкое разделение политико-управленческого труда в номенк-латуре.

Такое разделение существует, и правила его неукоснительно соблюда-ются. Это ведь лишь посторонние наблюдатели полагают, что вся власть в СССР принадлежит Генеральному Секретарю, Политбюро ЦК или - что еще наивнее - всему ЦК КПСС. В действительности же, хотя власть этих инстан-ций огромна, она введена в определенные функциональные рамки. "Функ-циональные" потому, что такое ограничение власти не имеет никакой связи с демократией или "либерализмом", а целиком определяется разделением тру-да в классе номенклатуры.

Революция создала в рамках партии монополистический привилегиро-ванный слой советского общества. В ходе дальнейшего процесса, состоявше-го из ряда фаз, этот слой укрепил и узаконил свое положение. Он не только отгородил себя от общества, от народа да и от всего мира; даже внутри него самого была воздвигнута иерархия чинов и социальных барьеров: это но-менклатура. Термин "номенклатура" совершенно оправдан, когда речь идет об установившемся иерархическом режиме советской партбюрократии и свя-занных с нею бюрократий.

С самого начала идея власти, диктатуры стала характерной чертой со-ветской системы во всех ее проявлениях. Ленин определяет государство как инструмент создания нового, социалистического общества и нового человека эпохи социализма. Вообще говоря, эта теория основана на идеях Маркса, на его учении о производительных силах и производственных отношениях, как основе не только общественной структуры, но и самого существования чело-века. Однако ленинская теория отходит от идей Маркса, как только начинает рассматривать в качестве фундамента марксистской доктрины революцию и власть - "диктатуру пролетариата", а не преодоление бесчеловечных, гнету-щих условий жизни общества. Признав принцип, что власть - основа всего в обществе, и узаконив насилие (Ленин определял диктатуру как власть, не ог-раниченную никакими законами), нельзя было построить ничего иного, как общество, в котором властители - партийная бюрократия, номенклатура - превращаются в привилегированную монополистическую касту.

Дело в том, что бюрократия и не думает ограничивать свои привиле-гии.

Напротив, она расширяет их и укрепляет свое господство. Уже этого было достаточно, чтобы она стала источником недовольства.

С самого своего возникновения советская система проявляет глубокую враждебность к "чуждым" социальным группам внутри собственного обще-ства и к внешнему миру, к любой другой системе. Советская бюрократия от-вергает все то, что расходится с ее плоской идеологией, притязаниями, уста-новками и практикой. Советская система воплощена в партбюрократии. Она рассматривает окружающий мир как враждебную ей силу. Своей системой советская бюрократия сама себя обрекла на заговорщическое мышление и постоянный страх за свое существование. Находящиеся у власти бюрократы живут вне реальностей, под гнетом представлений о некоем враждебном им мире; они убеждены, что каждый хочет напасть на них, и не доверяют нико-му, даже тем, кто находится в их же иерархическом кругу.

Такая система не может быть экономически продуктивной, да и не в этом ее задача. Цель системы - власть и господство над другими. Этому и по-свящают себя ее руководители - партийные олигархи. Система построена на нищете и пассивности; она зависит от власти, которая сама по себе является привилегией, и на господствующей касте, которая представляет собой часть правящей партии. Это не означает, конечно, что советские вожди хотят со-хранить отсталость своей страны и оставить ее народ необразованным и пас-сивным. Нет, даже советским руководителям не чужды добрые намерения. Но дальше намерений дело не идет.

Методами угнетения и террора система смогла осуществить индуст-риализацию страны - со всеми недостатками поверхностного планирования, продиктованного идеологией и политикой, с недостаточной координацией между различными секторами народного хозяйства. Это планирование ока-залось неэффективным со всех точек зрения: и продуктивности, и качества продукции, и ее способности выдержать конкуренцию. Но у системы нет критериев для оценки таких явлений. Продукция производится в рамках ко-личественного планирования, а качество не учитывается. Господствующий класс – номенклатура - заинтересован не в прибыльности производства, а в сохранении своей монопольной власти. Поэтому продукция - плохого каче-ства, и производится главным образом то, что содействует укреплению вла-сти. Несмотря на разговоры о "регулируемом рынке", конца этому не видно.

Разумеется, с той же целью - обезопасить свою власть от любой угрозы - номенклатура принимает меры, чтобы народ, то есть непривилегированное население, получал достаточно для поддержания своего существования и ра-ботоспособности. Но поскольку это не поддается точному планированию, то - даже если бы за дело принялись серьезно - в Советском Союзе неизбежны перебои в снабжении населения, очереди в магазинах - и, конечно, спецмага-зины для начальства.

Советская система обеспечивает хорошее качество продукции только при производстве оружия и военных материалов (да и то, качество хуже, чем на Западе). Относительно высокое качество советского оружия объясняется фактором, которым в СССР пренебрегают при производстве мирной продук-ции: оружие означает конкуренцию, а недостаточно хорошее оружие - угроза могуществу и преобладанию правящей касты.

Параллельно с установлением своей гегемонии в послевоенной Вос-точной Европе и с планомерным укреплением своей военной мощи (несо-мненно, обе эти цели и оба плана существуют) Советский Союз занят созда-нием системы имперских отношений и зависимости.

Мир полон отсталости, насилия, грабежа, поэтому революции в нем неизбежны. Советский Союз проводит свою экспансию, оказывая поддержку этим революциям, чтобы сделать революционные движения зависимыми от своей поддержки, в первую очередь военной.

Так распространяется советское влияние и раскидываются сети Совет-ского Союза, вырастает его давление во всем мире - особенно в слаборазви-тых районах и среди обездоленных, отчаявшихся социальных групп. Интер-национализм и коммунистическая идеология превратились в конечном итоге в прикрытие политики Советского государства и экспансионизма советской бюрократии.


1.2.1 Этапы развития правящей элиты в России:

1) 1917—начало 20-х годов. Приход к власти профессиональных рево-люционеров — ленинской гвардии и подмена институтов государственной власти партийными инстанциями, т.е. установление монопольной власти компартии.

2) Начало 20-х—конец 30-х гг. Превращение правящей элиты в господ-ствующий класс советского общества. Развитие института номенклатуры — иерархии должностей, назначение на которые требует согласования с пар-тийными инстанциями. Замена профессиональных революционеров партий-ной номенклатурой.

3) Начало 40-х—середина 80-х гг. Сохранение однородности политиче-ской элиты, постепенное (начиная с середины 60-х гг.) её вырождение, ста-рение номенклатуры, замедление ротации элиты, что сопутствовало к началу 80-х гг. "застою" экономики.

4) Начало перестройки — 1990 г. Обновление союзной политической элиты путем замены номенклатурного назначения легитимной процедурой выборов. Уход компартии на периферию политической жизни.


1.2.2 Категории номенклатуры.

Номенклатура различается по трем главным критериям:

1. По партийному органу, включившему данное лицо в номенклатуру.

2. По вышестоящему партийному органу, санкционировавшему это включение.

3. По характеру номенклатурной должности, предоставленной данному лицу: является ли она штатной или выборной.

Партийные органы в данном случае - не бюро и комитеты первичных парторганизаций, а органы профессионального партийного аппарата: от рай-кома до ЦК КПСС включительно.

Соответственно этим трем критериям номенклатура подразделяется на:

1 Основную;

2 учетно-контрольную (для краткости ее именуют "учетной");

3 штатную;

4 выборную.

Основная номенклатура - это номенклатура того партийного органа, который принял решение о назначении (утверждении, рекомендации) на но-менклатурный пост. Соответственно назначаемый на пост входит в основную номенклатуру этого органа.

Учетно-контрольная номенклатура - это номенклатура вышестоящего органа, который согласился с решением о назначении. Соответственно на-значаемый на пост входит в учетно-контрольную номенклатуру этого органа.

Штатная номенклатура - это номенклатура (основная и учетная), в ко-торую входят лица, назначенные на штатные номенклатурные посты, то есть на аппаратные должности.

Выборная номенклатура - это номенклатура (основная и учетная), в ко-торую входят лица, утвержденные или "рекомендованные" на "выборные" номенклатурные посты.

В выборную номенклатуру входят члены и кандидаты ЦК и Централь-ной ревизионной комиссии, депутаты Верховных и местных Советов, секре-тари парторганизаций, члены разных комитетов: защиты мира, советских женщин, антисионистского и т. п. Настоящих выборов в СССР до самого не-давнего времени вообще не было: редкостные случаи неподчинения "реко-мендациям" парторганов, имевшие место в Академии наук или в отдельных колхозах, только подтверждали эту истину. Поэтому выборная номенклатура характеризуется прежде всего тем, что она - временная. Эта ее разочаровы-вающая особенность используется для проверки на работе секретарей парт-организаций с целью отобрать из них подходящих людей в штатную номенк-латуру. Эта особенность позволяла также "выбирать" некоторое количество рабочих и колхозников в Верховные Советы и даже в ЦК партии: избранный туда для показа демократичности советского строя рабочий или колхозник не становился от этого членом господствующего класса и, несмотря на свой громкий ранг, подобострастно слушался указаний любого сотрудника аппа-рата ЦК.

Номенклатурщик может находиться одновременно в нескольких но-менклатурных списках.

1.2.3 Роль номенклатуры в становлении и гибели Советского Сою-за.

Роль в возникновении, становлении и гибели Советского Союза весьма значительна, и многие исследователи считают номенклатуру непосредствен-ным виновником гибели СССР.

Номенклатура СССР - это управленцы, в сущности, вся управляющая подсистема системы управления советским обществом (политической систе-мы). В последней, кроме управляющей подсистемы, имеется еще управляе-мая подсистема (население, ныне также достаточно часто употребляют тер-мин "гражданское общество"). Названные подсистемы контактируют между собой через прямые и обратные связи.

Номенклатура СССР в значительной степени исполняла функции бю-рократии, т.е. слоя государственных чиновников, который имел и имеет ме-сто в любом государстве. Поэтому номенклатуру зачастую называют бюро-кратией. Научно роль бюрократии в государстве впервые была обозначена М. Вебером, причем оценена достаточно высоко. От бюрократии, как страты, общности, следует отличать бюрократизацию, под которой обычно понима-ется неоправданный рост бюрократии, а также некачественное исполнение ею своих обязанностей.

Существенная роль номенклатуры в судьбе СССР объясняется особен-ностью перехода страны к социализму. Советское государство возникло как государство социалистическое, но "досрочно", и не по "правилам" тогдашней марксистской теории. По "правилам" переход к социализму возможен при надлежащем уровне развития производительных сил, а движущей силой со-циалистической революции является пролетариат развитых стран. В России же не было ни развитого капитализма, ни мощного рабочего класса. Переход к социализму происходил в полуфеодальной стране и был обусловлен завя-завшимся узлом экономических, социальных и политических противоречий (недостатком земли у крестьян, бойней первой мировой войны и т.д.) при на-личии представлений о возможности создания более справедливого, нежели капиталистическое, социального устройства (без таких представлений пере-хода бы не было). В.И. Ленин косвенно признавал "досрочность" социали-стической революции в России, одновременно объясняя мотивы ее соверше-ния: "Если для создания социализма требуется определенный уровень куль-туры..., то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя двинуться догонять другие народы. Истины ради следует заметить, что В.И. Ленин говорил это уже в конце своей жизни. В 1917 г. он рассматривал революцию в России лишь как факел всемирной социалистической революции, полагая, что в России социа-лизм без поддержки мирового пролетариата победить не сможет.

Вышеприведенное высказывание В.И. Ленина является великолепной "подсказкой" для исследователей причин гибели Советского Союза. "Под-сказка" ясно показывает, что В.И. Ленин рассматривал рабоче-крестьянскую власть и советский строй, т.е. в сущности, управляющую подсистему поли-тической системы, как фундамент и движущую силу сознательного досроч-ного перехода к социализму, первичный источник всех действий: экономиче-ских, культурных, политических и т.д. по строительству социализма. Из "подсказки" ясно, что при досрочном переходе к социализму политический фактор первичен, а все остальные, в частности экономический фактор, вто-ричны, ибо они зависят от корректности действий социалистических полити-ков, т.е. в нынешнем понимании той же номенклатуры. Именно она при по-строении социализма должна определять и направлять действия масс.

В реальности так и было. И не могло быть иначе, если хотели постро-ить социализм. Ибо вслед за возникновением Советского государства встала задача становления социализма в стране с подавляюще мелкобуржуазным и буржуазным населением. Задача эта противоречила текущим интересам масс населения России (так как ломался привычный уклад жизни) и могла быть решена только под давлением управляющей подсистемы. Только она могла внести социалистическое сознание в массы населения, возглавить строитель-ство социализма. Теория управления давала вариант решения такой задачи. Там показано, что в пределах интервала (запаса) устойчивости управляющая подсистема может проводить политику, противоречащую желаниям управ-ляемой подсистемы. Поэтому управляющей подсистеме предстояло успеть за этот интервал преобразовать мелкобуржуазное и буржуазное общество в об-щество преимущественно социалистической ориентации. Иначе говоря, по Ленину, довести культуру общества до социалистического уровня, в частно-сти, по материальным и духовным аспектам. Если этого не будет сделано, то вступит в силу грозное предупреждение К. Маркса: "Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производ-ственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют матери-альные условия их существования в недрах самого старого общества". При-менительно к тому времени это означало, что мелкобуржуазные массы насе-ления через обратные связи изменят политику управляющей подсистемы в сторону реставрации капитализма.

Но управляющей подсистеме советского общества удалось (и в том за-слуга номенклатуры), хотя она и не располагала знаниями теории управле-ния, выполнить эту задачу: в конце 30-х годов исходное общество в основ-ном было преобразовано в общество социалистической ориентации. Надо понимать, что для преобразования потребовались принудительные меры и нарочито ослабленные обратные связи в системе управления обществом. Особенно исключалась возможность обратного управления, т.е. силового воздействия населения на власти (например, через выборы).

Занятие номенклатурщиков – построение своей собственной карьеры, собственной жизни, а вовсе не судьбы людей и всего общества в целом. Па-разитизм поражает любой господствующий класс. Класс же номенклатуры особенно подвержен паразитическому перерождению.

Исторический опыт показывает, что с течением времени польза, полу-чаемая обществом от деятельности господствующего класса, постепенно уменьшается, а цена, которую общество уплачивает за эту деятельность, воз-растает. Однако наступает момент, когда рентабельность становится нуле-вой, а затем отрицательной величиной: издержки общества на господствую-щий класс начинают превышать его взнос в благосостояние общества. С это-го момента нужно говорить уже не о тенденции к паразитизму, а о самом па-разитизме господствующего класса. Класс номенклатуры стал классом-паразитом, наносящим обществу ущерб. История свидетельствует, что в та-ком случае общество начинает всё более активно бороться за освобождение от господствующего класса-паразита, и в конечном счёте непременно доби-вается успеха. Цена правления класса номенклатуры в СССР велика и тяго-стна.

Наиболее мрачная часть этой цены — десятки миллионов человеческих жизней, загубленных номенклатурой. Здесь и миллионы истребленных но-менклатурными органами госбезопасности; и миллионы умерших от голода по вине номенклатуры; и миллионы погибших в борьбе за её власть. Здесь многие миллионы человеческих судеб, искалеченных диктатурой номенкла-туры. Если бы удалось подсчитать все эти миллионы, цифра оказалась бы ужасающей. Немалая доля в этой части цены — военные жертвы.

Распад номенклатуры произошёл в два этапа. 15 октября 1989 г. в газе-те «Правда» было объявлено, что комиссия ЦК КПСС по вопросам партий-ного строительства и кадровой политики приняла решение о демонтаже но-менклатурного механизма, об упразднении «учётно-контрольной номенкла-туры». С августа 1991 г. высшая партократия была лишена официального списочно-номенклатурного принципа власти.

Таким образом, номенклатура – класс новый, возникший в XX в. Но, по сути своей, это очень древний класс, который многократно создавался в раз-ные эпохи в качестве господствующего класса там, где применялись метод тотального управления обществом и его эксплуатация силой государства.

История советской номенклатуры началась со дня прихода большеви-ков к власти, но первый серьёзный шаг в её развитии был сделан несколько позже. XII съезд партии (1923) принял резолюцию «По организационному вопросу», где было сказано, что наряду с подбором партийных кадров съезд считает очередной задачей партии подбор «руководителей… советских орга-нов, что должно осуществляться при правильной и всестороннее поставлен-ной системы учета и подбора руководителей, ответственных работников со-ветских, хозяйственных, кооперативных и профессиональных организаций». Для этого съезд рекомендовал расширить и укрепить учетно-распределительные органы партии в центре и на местах «с целью охвата всей массы коммунистов и сочувствующих коммунизму работников во всех без исключения областях управления и хозяйствования». Эти решения открыва-ли новый период в истории советской номенклатуры.

Назначенство становилось важнейшим способом партийного управле-ния страной и получило нормативное оформление в партийных документах. Согласно им появилось несколько списков наиболее важных должностей, на-значения на которые производились только постановлением ЦК или с согла-сия Орграспредотдела ЦК ВКП(б). Важно отметить, что в этих списках зна-чились и выборные должности, утверждение которых проходило в специаль-ных комиссиях ЦК ещё до того, как тот или иной человек будет избран депу-татом, делегатом, народным заседателем, профсоюзным работником и т. д. В течение всего 1925 г. через ЦК ВКП(б) прошло 5723 назначения на самые высокие государственные посты в стране.

Номенклатурный принцип руководства обществом сложился и оконча-тельно утвердился к концу 30-х гг. и с тех пор в течение 50 лет лишь модер-низировался.

Данная практика заложила первые порядки в развитии страны, её госу-дарства и права. С введением секретной нормы партийного назначения все слои населения полностью отчуждались от какого бы то ни было влияния на государственный механизм, выборные системы становились фикцией.

Класс номенклатуры установил свою безраздельную монополию на решение не только всех сколько-нибудь существенных, но даже многих не-существенных вопросов в стране.

Распад номенклатуры проявился, главным образом, в крахе её ядра - уникального образования Партия-Государство, которое потеряло свою важ-нейшую функцию - организаторскую.

Я считаю, что неверно также думать, что господство номенклатуры не принесло обществу в Советском Союзе ровно ничего положительного. Воз-можно, что, не будь номенклатуры, тяжелая промышленность в России ока-залась бы менее развитой, нежели сейчас. Зато были бы развиты намного лучше, чем теперь, производство товаров народного потребления, лёгкая промышленность и пищевая промышленность. Положительно следует оце-нить также то, что Советском Союзе была низкая плата за жильё, за пользо-вание транспортом, что было бесплатным медицинское обслуживание, что существовало множество домов отдыха и санаториев, что были относительно недорогие книги, билеты в театры и кино. В Советском Союзе номенклатура неплохо организовала научно - исследовательскую работу. Советские школы — начальная, средняя и высшая — выпускали высокообразованных людей. Система образования была самой передовой в мире. До сих пор из постсовет-ской России идёт интенсивное перекачивание «мозгов» на «просвещённый» и высокотехнологичный Запад, наши научные работники практически из всех отраслей науки востребованы по всему миру.


1513966369155730.html
1514042487417390.html
1514131257953865.html
1514228940731101.html
1514269246854036.html