Ответы на вопросы к гос экзамену - страница 11


Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Об­ще­ние – это ос­но­ван­ное на общ­но­сти, по­треб­но­сти, цен­но­сти, ин­те­ре­сов кон­такт­ное взаи­мо­дей­ст­вие лю­дей, при ко­то­ром ус­та­нав­ли­ва­ет­ся, под­дер­жи­ва­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся кон­такт­ность, вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся об­щая стра­те­гия и так­ти­ка по­ве­де­ния, и ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в фор­ме вза­им­но­го со­дей­ст­вия.

^ Г.М. Ан­д­рее­ва считает, что в общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Ос­нов­ные при­зна­ки об­ще­ния:

  1. Это про­цесс кон­такт­но­го взаи­мо­дей­ст­вия,

  2. Это кон­такт­ное взаи­мо­дей­ст­вие в фор­ме вза­им­но­го со­дей­ст­вия,

  3. На­ли­чие общ­но­сти, ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей, цен­но­стей у парт­нё­ров по об­ще­нию.

К средствам общения относятся:

  1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

  2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

  4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

  5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

^ В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

  3. Ориентировка в личности собеседника.

  4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом", "коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

Пси­хо­ло­ги­че­ская струк­ту­ра об­ще­ния





 За­ко­но­мер­но­сти об­ще­ния

  1. Оно не­воз­мож­но без общ­но­сти ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей парт­нё­ров по об­ще­нию.

  2. По­сколь­ку это од­но из ба­зо­вых по­треб­но­стей че­ло­ве­ка, оно не тер­пит де­фи­ци­та. то есть оно долж­но быть.

  3. Оно долж­но раз­ви­вать­ся, со­вер­шен­ст­во­вать­ся, на­ра­щи­вать­ся, то есть оно долж­но быть ин­фор­ма­тив­ным и при­ят­ным.

  4. Че­ло­век лег­че вос­при­ни­ма­ет и по­ни­ма­ет по­зи­цию то­го, на ко­го он по­зи­тив­но на­стро­ен, и на­обо­рот – при не­га­тив­ном на­строе на че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ет пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный барь­ер вос­при­ятия ин­фор­ма­ции.

При на­ру­ше­нии лю­бой из этих за­ко­но­мер­но­стей раз­ру­ша­ет­ся об­ще­ние.


Коммуникативная компетентность.



Стратегии, тактики, виды общения

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

^ Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

^ Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

  2. "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

  3. плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

  4. отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

  5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

  6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

  7. неверный выбор стратегии и тактики общения.

^ Стратегии общения:

1) открытое – закрытое общение;

2) монологическое – диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам").

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других.

Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).


"Одностороннее выспрашивание"- полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

  Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

  1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

  2. ^ Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

  3. ^ Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

  4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

  5. ^ Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

  6. ^ Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

  7. ^ Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.


^ Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт – "соблюдай интересы другого";

2) одобрение, согласие – "не порицай другого", "избегай возражений";

3) симпатии – "будь доброжелателен, приветлив".


^ Кодекс делового общения иной:

1) принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора";

2) принцип достаточности информации – "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";

3) принцип качества информации – "не ври";

4) принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение";

5) "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника";

6) "умей слушать и понять нужную мысль";

7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Если один собеседник ориентируется на принцип "вежливости", а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

^ Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

  ^ Трансационный анализ общения

Трансакционный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека.


С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "Зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции "Родителя" могут быть две разновидности:

1) "карающий Родитель" – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;

2) "опекающий Родитель" – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: "послушного ребенка" и "бунтующего ребенка" (ведет себя: "Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

^ Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

^ Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

^ Вербальные и невербальные средства общения (Свойство общения)

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

^ В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

  3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

^ Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

  2. Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

  3. Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

 Не­вер­баль­ные сред­ст­ва об­ще­ния (ос­нов­ная ин­фор­ма­ци­он­ная сис­те­ма че­ло­ве­ка)


Пси­хо­ло­ги счи­та­ют, что бо­лее 80% по­лу­чае­мой ин­фор­ма­ции че­ло­ве­кам яв­ля­ет­ся не­вер­баль­ной.

Сред­ст­ва:

  1. Оп­ти­ко-ки­не­сте­ти­че­ские сред­ст­ва:

  2. Та­не­ки­си­че­ские сред­ст­ва. Раз­но­го ро­да при­кос­но­ве­ния (уси­ли­ва­ет ин­фор­ма­ци­он­ное воз­дей­ст­вие на че­ло­ве­ка):

  1. Фо­не­ти­че­ские сред­ст­ва (при раз­го­во­ре):

  1. Экс­т­ра­фо­не­ти­че­ские сред­ст­ва:

  1. Про­ксе­ми­че­ские сред­ст­ва

Это об­ласть зна­ния, ко­то­рая изу­ча­ет за­ви­си­мость ин­фор­ма­ции от про­стран­ст­вен­но-вре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния фи­гу­ры.

Раз­ли­ча­ют сле­дую­щие дис­тан­ции об­ще­ния:

С од­ной сто­ро­ны это сред­ст­во воз­дей­ст­вия, а с дру­гой сто­ро­ны – ин­фор­ма­ци­он­ная сис­те­ма.

  1. ^ Язык са­мо­цен­но­сти лич­но­сти:




Са­мо­цен­ность – это сте­пень ощу­ще­ния лич­но­стью внут­рен­ней ком­форт­но­сти от жиз­нен­ных об­стоя­тельств, в ко­то­рой она ока­за­лась или на­хо­дит­ся.


Од­ной из форм про­яв­ле­ния са­мо­цен­но­сти лич­но­сти вы­сту­па­ет «пси­хо­ло­ги­че­ский вес» че­ло­ве­ка, ко­то­рый мо­жет быть:

Важ­но ви­деть ка­кой ка­либр лич­но­сти сто­ит за этим «ве­сом с дос­то­ин­ст­вом». Ино­гда лю­ди спе­ци­аль­но де­мон­ст­ри­ру­ют то, что им не свой­ст­вен­но.

  1. Язык взгля­да

Не­об­хо­ди­мо об­ра­щать вни­ма­ние на:

а) Со­дер­жа­ние взгля­да:

б) Ста­ти­ко­ди­на­ми­че­ские па­ра­мет­ры взгля­да:

  1. Язык глаз

НЛП (ней­ро­лин­гви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние).

За­пад­ные ис­сле­до­ва­те­ли ус­та­но­ви­ли, что ка­ж­дый че­ло­век име­ет три ре­пре­зен­та­тив­ные сис­те­мы:

При этом та или иная сис­те­ма ли­бо не­сколь­ко из этих сис­тем мо­жет быть ве­ду­щей.

Ис­хо­дя из функ­цио­наль­ной асим­мет­рии го­лов­но­го моз­га, эти ис­сле­до­ва­те­ли ус­та­но­ви­ли, что, ес­ли че­ло­век ра­бо­та­ет, мыс­лит, пе­ре­жи­ва­ет и т.д. на ос­но­ве зри­тель­ных ощу­ще­ний, об­ра­зов, то его гла­за идут вверх. При этом, ес­ли он вспо­ми­на­ет что-ли­бо, то его гла­за идут вверх вле­во (так как то, то ви­дел за­пе­чат­ле­ва­ет­ся в пра­вом по­лу­ша­рии). А ес­ли он кон­ст­руи­ру­ет (при­ду­мы­ва­ет), то его гла­за идут вверх впра­во. У лев­шей всё на­обо­рот (при вос­по­ми­на­нии - вверх впра­во, при кон­ст­руи­ро­ва­нии – вверх вле­во).

Ко­гда че­ло­век ау­ди­ал, то гла­за идут го­ри­зон­таль­но, по тем же пра­ви­лам.

Ес­ли че­ло­век ки­не­сте­тик, то гла­за идут вниз, по тем же пра­ви­лам.

  1. Куль­ту­ро­ло­ги­че­ский язык

  1. Фи­ло­ге­не­ти­че­ский язык (при­ду­мал ав­тор лек­ции):




Фре­но­ло­гия – нау­ка, изу­чаю­щая за­ви­си­мость пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия от строе­ния че­ре­па.







Фи­зи­ог­но­ми­ка – это нау­ка, изу­чаю­щая за­ви­си­мость пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка от строе­ния ли­ца.


Не­об­хо­ди­мо об­ра­щать вни­ма­ние на:

Су­дить не­об­хо­ди­мо по со­во­куп­но­сти при­зна­ков. Но есть один при­знак: очень боль­шие гу­бы – ки­не­сте­тик, чре­во­уго­дие, сла­до­ст­ра­стье.

Здесь не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать:

  1. Кон­сти­ту­цио­наль­ная ти­по­ло­гия лю­дей по Креч­ме­ру


За­клю­че­ние: Все эти сред­ст­ва не­вер­баль­но­го об­ще­ния, есть не что иное, как свое­об­раз­ные ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы че­ло­ве­ка, че­рез ко­то­рые он про­яв­ля­ет свою ин­ди­ви­ду­аль­ность и это по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять его пси­хо­ди­аг­но­сти­ку.


В про­цес­се об­ще­ния про­ис­хо­дит об­мен ин­фор­ма­ци­ей. При этом вы­де­ля­ют два ви­да ин­фор­ма­ции:

  1. Тек­сто­вая ин­фор­ма­ция. Всё то, что и как че­ло­век го­во­рит (вся вер­ба­ли­ка и не­вер­ба­ли­ка).

  2. Пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ная ин­фор­ма­ция. Свя­зан­ная с ха­рак­те­ром и сте­пе­нью на­стро­ен­но­сти на ком­му­ни­ка­то­ра (парт­нё­ра по об­ще­нию). В этом смыс­ле мож­но го­во­рить о так на­зы­вае­мой шка­ле от­но­ше­ний.


Аттракция


Си­туа­ция, при ко­то­рой пси­хо­лог на­хо­дит­ся с пра­вой са­ра­ны шка­лы от­но­ше­ний, то парт­нё­ра по об­ще­нию ис­пы­ты­ва­ет к пси­хо­ло­гу сим­па­тию, это на­зы­ва­ет­ся ат­трак­ци­ей.

Про­фес­сио­наль­ная обя­зан­ность че­ло­ве­ка ра­бо­таю­ще­го с людь­ми – соз­да­вать ат­трак­цию при ре­ше­нии во­про­сов.


Ат­трак­ция – наи­бо­лее при­бли­жен­ный пе­ре­вод: «при­вле­ка­тель­ность», «сим­па­тич­ность».


Ме­ха­низм воз­ник­но­ве­ния ат­трак­ции на­хо­дит­ся вне сфе­ры соз­на­ния, а в под­соз­на­нии.

Ос­нов­ные «пра­ви­ла» ат­трак­ции:

  1. Соб­ст­вен­ное имя. Удов­ле­тво­ря­ет­ся по­треб­ность в са­мо­ут­вер­жде­нии (об­ра­щать­ся по име­ни или по име­ни от­че­ст­ву).

  2. Зер­ка­ло от­но­ше­ния. Вы­ра­же­ние ли­ца че­ло­ве­ка, и глаз на нём. Здесь удов­ле­тво­ря­ет­ся по­треб­ность в безо­пас­но­сти, ус­лов­но био­ло­ги­че­ская по­треб­ность.

  3. «Зо­ло­тые» сло­ва.




Ком­пле­мент – это не­ко­то­рое пре­уве­ли­че­ние дос­то­ин­ст­ва че­ло­ве­ка, его ожи­да­ния, ре­зуль­та­тов дея­тель­но­сти и по­ве­де­ния.




Лесть – пре­уве­ли­чен­ный ком­пле­мент.


Есть це­лая тео­рия ком­пле­мен­тов:

а) Са­мый луч­ший ком­пли­мент на фо­не контр­ком­пле­мен­та (на­при­мер, го­во­рить свек­ро­ве, что у неё по­лу­ча­ет­ся что-то де­лать луч­ше, чем у ме­ня).

б) Ком­пле­мент не дол­жен иметь двой­но­го смыс­ла (на­при­мер, де­вуш­ка при­хо­дит в ма­га­зин и спра­ши­ва­ет: «Сколь­ко это сто­ит?», а про­да­вец, по­смот­рев на де­вуш­ку, и го­во­рит: «До­ро­го!» - это двой­ной смысл).

в) Ком­пле­мент дол­жен быть без вся­ких при­прав (на­при­мер, же­на го­во­рит му­жу: «Как он хо­рош, что он са­мый за­ме­ча­тель­ный, и как её по­вез­ло с ним и то­му по­доб­ное и ко­гда муж «взле­тел» она ему со­об­ща­ет: «Ес­ли бы ты ещё и боль­ше де­нег за­ра­ба­ты­вал…»).


Ком­пли­мент удов­ле­тво­ря­ет по­треб­ность в са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нии, под­ня­тие са­мо­оцен­ки, са­мо­раз­ви­тия.

Мы долж­ны знать уро­вень са­мо­оцен­ки дру­го­го че­ло­ве­ка, и учи­ты­вать это; в про­тив­ном слу­чаи мы мо­жем по­пасть в си­туа­цию, ко­гда ком­пле­мент не бу­дет яв­лять­ся ком­пли­мен­том для дру­го­го че­ло­ве­ка.

1516023989702621.html
1516143808941939.html
1516213837039444.html
1516402854282647.html
1516583078944665.html