Курс лекций по дисциплине «Психология труда» - страница 14

^ Трудовой пост в организации
Под трудовым постом в организации понимается определенный статус, который несет в себе комплекс обязанностей и привилегий для работника. Обычно включает понятие карьерного роста – роста по иерархической лестнице на производстве в сторону увеличения статусных характеристик. Во многом возможность достижения определенного трудового поста зависит от ответственности индивида, его личностных характеристик, уровня образования.

Должность – это определенная статусная характеристика работника, которой соответствуют нагрузка, степень ответственности, требования к работе и должностные обязанности.

Должности могут быть выборными и назначаемыми. Выборные должности зависят от числа голосов и предоставляются на определенный период времени, назначаемые должности также могут быть временными, но чаще всего не имеют ограничений по временным характеристикам и зависят от образования, опыта и профессиональных качеств работника. Должностью считается определенный вид деятельности в рамках специальности работника, который оплачивается исходя из статусных характеристик работника и специфики работы.

^ Должность включает несколько важных компонентов:

1) должностные обязанности – определенные обязанности работника, соответствующие занимаемому трудовому посту и некоторые требования к его трудовой деятельности. Сюда включаются соответствие определенным нормам, критериям и эффективности работы, соблюдение правил поведения и распорядка рабочего дня, представительские функции и интеллектуальное и поведенческое соответствие работника занимаемой должности;

2) должностные привилегии – набор льгот и пособий, предоставляемых работнику. В зависимости от статусных характеристик должности набор привилегий может варьироваться. Чем более высокую должность занимает работник, тем большее количество привилегий он может получить – по режиму труда, отдыха и материальных дотаций;

3) оплата труда – напрямую зависит от занимаемой должности и должностных обязанностей работника. Оплата труда работников может предусматривать определенные премии, дотации, материальные поощрения за повышенную нагрузку или введение определенных инноваций в работу организации;

4) ответственность также зависит от должностных обязанностей и занимаемой должности и обычно коррелирует с заработной платой. В зависимости от должности ответственность предполагает соблюдение техники безопасности или сохранение тайны трудового процесса либо другие варианты организационной ответственности.
^
  1. Психология управления

Психологическое управление, как правило, направлено на интегрирование знаний в области психологии, направленных на управленческие решения. Признано интегрировать знания о психологическом содержании управленческих решений. Потому в социальных условиях нужны не просто квалифицированные специалисты, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы.

Психологи управления изучают знания психологических особенностей людей, ведут всесторонний учет психологического содержания, способствуют стимулированию работников в процессе совместной деятельности, созданию в атмосфере организации здорового социально-психологического климата.

Психологию управления можно разделить на два подтипа процесса возникновения и развития:

1) потребности практики. Именно поэтому это требует изучения, учета психологических данных о человеке с этих точек зрения;

2) потребности развития психологической науки. Объектом в данном случае будет выступать система «человек – техника», а также «человек – человек».

Предметом психологии управления выступает изучение психологических аспектов процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организации, т. е. психологические аспекты управленческих отношений.

  1. ^ Этика руководителя и его нравственно-психологические качества

Вопросы управления персоналом на производстве по большей части зависят от руководителя, стиля руководства. По облику руководителя определяется представление о производстве в целом. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеют психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход из затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя основывается на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой.

Этика руководителя проявляется в нескольких аспектах: понимании целей, задач, средств деятельности человека как руководителя, соблюдении культуры отношений и культуры поведения, соответствии личностных характеристик должности руководителя.

^ Нравственно-психологические качества руководителя:

1) высокий профессионализм, а именно управленческая компетентность, культура, мировоззрение;

2) ответственность и надежность, возрождение личных традиций;

3) уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;

4) самостоятельность;

5) способность к решению задач;

6) эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

7) коммуникабельность, обязательность, близость с подчиненными, внешняя привлекательность, организационные качества;

8) способность к психоанализу и самоконтролю;

9) терпимость к слабостям работников;

10) приоритет личного примера в работе с подчиненными;

11) взаимное уважение;

12) разумное отношение к критике;

13) поддержка инициатив работников;

14) четкие требования и границы времени рабочего задания;

15) адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс.

Основные задачи руководителя: организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.


Контрольные вопросы:

  1. Трудового коллектива, его структура и содержание

  2. Какие психологические особенности трудовой деятельности и характер труда человека можно выделить?

  3. Что представляет собой индивидуальный стиль трудовой деятельности, вложенный труд, групповая динамика

  4. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий «корпорация», «корпоративность» и производственная этика и профессиональная позиция

  5. Потребности и способности в производственном коллективе

  6. Понятие руководства, трудовой пост в организации

  7. Этика руководителя и его нравственно-психологические качества


Рекомендованная литература:

  1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

  3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998. 168 с.

  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

  6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.

  7. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 400 с.

  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.

  9. Менегетти А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.

  10. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.

  11. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.


^ ЛЕКЦИЯ 6. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ

План лекции:

  1. Понятие мотивации

  2. Теории мотивации

  3. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях

  4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

  5. Теория ERG (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа»)

  6. Двухфакторная теория Ф. Герцберга

  7. Теория характеристик работы Дж. Р. Хэкман и Г. Р. Олдхэм (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа»)

  8. Когнитивные теории мотивации труда (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа»)

  9. Понятие удовлетворенности работой

  10. Факторы вовлеченности в трудовой процесс и факторы, влияющие на вовлеченность в работу

1609403457885017.html
1609526299616747.html
1609559773761543.html
1609650838775838.html
1609747207792582.html